От редакции: Наши школьники слабы в практике
Международные тесты качества чтения и понимания текста (PIRLS) и знания математики и естественных наук (TIMSS) – их задания регулярно выполняют сотни тысяч школьников в десятках стран мира. А результаты достаточно объективно отражают уровень образования в начальной и средней школе (200 школ-участников определены по случайной выборке).
Российские четвероклассники по результатам последнего PIRLS разделили 2–3-е место с финскими школьниками среди 49 участников, уступив лишь сверстникам из Гонконга. По математике и естественным наукам достижения скромнее: 10-е и 5-е места из 54 стран соответственно. По сравнению с тестами 2006–2007 гг. (1-е место по чтению, 6-е по математике, 5-е по природоведению из 40 стран) результаты немного ухудшились.
Восьмиклассники не показали выдающихся успехов: 6-е место из 45 по математике и 7-е в естественных науках. Но здесь заметен некоторый прогресс: на предыдущих испытаниях россияне заняли 8-е и 10-е места соответственно. Существенно вырос и средний балл по обеим дисциплинам. Кроме того, увеличилась доля школьников, которые владеют предметом на высшем уровне. Интересно дождаться результатов теста для восьмиклассников PISA (знания по биологии и математике), где наши учащиеся пока не радовали.
Но уже можно сделать выводы. Реформа обучения в начальной школе, где учителя в 1990-е и начале 2000-х гг. получили возможность варьировать программы, сочетать традиционные методы с современными развивающими и игровыми, положительно сказалась на восприятии разных предметов и, что важно, на мотивации детей. Улучшение результатов восьмиклассников, которые пять лет назад учились в младшей школе, – заслуга той реформы и отчасти изменений в программах последних лет.
Но есть и проблемы. Наши ученики не всегда могут применить полученные знания при решении заданий, их нередко ставят в тупик вопросы на стыке физики, химии и биологии или несложные опыты. Чтобы сохранить достигнутое и приблизиться к лидерам – Сингапуру, Гонконгу, Корее, – уже сейчас следует задуматься, как сблизить учебные предметы с практикой, связать курсы естественных и точных дисциплин.