Владимир Милов, Сергей Дьячков: Кемеровский урок для оппозиции
Прошедшие 27 января выборы мэра Кемерова разочаровали не столько предсказуемыми фальсификациями, приписками и высоким результатом победителя-единоросса, сколько практически полным отсутствием внимания к ним федеральных средств информации и оппозиционных политиков. Достаточно сказать, что только к вечеру дня выборов столичные завсегдатаи соцсетей начали массово публиковать материалы из Кузбасса – произошло это после того, как усилиями сибиряков хэштег «Кемерово» стал топовым, а телеканал «Дождь» разместил кемеровский сюжет.
Вокруг этих выборов сложилась во многом уникальная ситуация. Свой пост покинул мэр-старожил, не оставивший преемника из своей команды. Не было в избирательных бюллетенях фамилий представителей крупнейших системных оппозиционных партий – КПРФ и «Справедливой России». Оппозиции удалось консолидироваться вокруг единого кандидата – предпринимателя Артура Сташа, выдвинутого партией «Яблоко» и поддержанного широким кругом оппозиционных сил. Значительные усилия на борьбу с властной монополией на этих выборах направили оппозиционеры из соседних регионов. В частности, Объединенная оппозиция – исторически первая региональная оппозиционная коалиция, созданная в Новосибирске еще осенью 2011 г., – направила в Кемерово десант из десятков наблюдателей, представлявших организации всего политического спектра. Левые, националисты и либералы Сибири действовали согласованно – непрерывно отслеживали ход выборов и немедленно публиковали информацию о допущенных нарушениях.
Нет никаких сомнений в том, что в нынешних условиях, когда выборы в разных регионах стараются проводить всего лишь один раз в год в «единый день голосования», такие вот одинокие досрочные выборы в невыборный сезон – настоящий подарок для консолидации усилий оппозиционеров из разных регионов, поскольку им не нужно отвлекаться на кампании у себя дома и можно сосредоточиться на выборах в одном городе.
Однако шанс навязать власти борьбу в Кемерове был бездарно растрачен. Эти выборы не удостоились внимания подавляющего большинства независимых федеральных каналов – было лишь несколько упоминаний о трудностях с агитацией для независимого кандидата Сташа, которому в привычном стиле препятствовала команда авторитарного губернатора Амана Тулеева, уже упомянутый сюжет «Дождя» и группа «Свободные новости» социальной сети «В контакте». Медийные фигуры из числа членов Координационного совета оппозиции хранили гробовое молчание. Из федеральных политиков в тот день в Кемерове был лишь Борис Надеждин (за что удостоился кратковременного ареста и уважительной сибирской прессы).
Между тем победа единоросса на этих выборах вовсе не была предопределена. Корпуса агитаторов и наблюдателей явно не хватало для обеспечения полноценной кампании и защиты честных результатов голосования, а отсутствие внимания федеральных средств информации и широкого участия федеральных политических сил развязало кемеровским властям руки для полнейшего произвола. Хотя по опыту многих регионов мы хорошо знаем, что внимание федеральной прессы часто дисциплинирует местных чиновников и помогает сдержать беспредел. Где вы были 27 января, трибуны московских площадей? Мужественные и прямые в проявлениях сибирские активисты вряд ли смогут легко забыть горький урок, преподанный им записными столичными «оппозиционерами».
Оппозиция в России не имеет шансов на успех в будущем федеральном цикле 2016–2018 гг., если не отбросит в сторону заклинания про ненужность участия в «заведомо нечестных» выборах и не начнет проявлять серьезное внимание к регионам, вынужденным сражаться за правду малыми составами местной оппозиции. Ходить только туда, где тебя гарантированно ждут успех и победа, и опасаться замараться о борьбу и поражения – плохая стратегия. Она создает у массового избирателя в регионах недоверие к оппозиции, ощущение того, что оппозиция боится борьбы, что ей некого выставить в качестве альтернативы действующей власти. Это недоверие имеет глубокие корни – например, у оппозиции чуть ли не повально отсутствуют компетентные и любимые народом кандидаты для участия в возвращенных губернаторских выборах.
Все это не способствует росту доверия к оппозиционным силам. Для того чтобы люди начали смотреть на тебя всерьез, нужно ввязываться в драку и стремиться навязать власти борьбу. Если сторониться этого, опасаясь запачкать белый фрак, люди будут считать тебя пораженцем, неспособным взять власть, и не пойдут за тебя голосовать в будущем.
Если оппозиция не сможет к 2016–2018 гг. сформировать мощное политическое представительство в регионах в виде фракций в региональных и местных парламентах, оппозиционеров в креслах мэров, глав районов, а возможно, даже и губернаторов, – не видать ей ни Госдумы, ни президентского кресла как своих ушей. К слову, на парламентских выборах 2011 г. только что созданная Объединенная оппозиция буквально разгромила «Единую Россию» в Новосибирской области. От участия же в выборах Координационного совета члены оргкомитета Объединенной оппозиции в прошлом году единогласно отказались.