Бэла Ляув: Как москвичи заплатят за проезд
С сегодняшнего дня Москва меняет тарифы на проезд в общественном транспорте. Главное новшество – введение единого билета: билеты на метро можно будет использовать и на наземном транспорте – в троллейбусе, автобусе и трамвае (ТАТ). Тех, кто ездит только на метро, ждет неприятный сюрприз: со 2 апреля безлимитные билеты на метро исчезнут. А единый обойдется дороже: например, если сейчас билет на месяц стоит 1710 руб., то единый – 2200 руб. Зато 350 руб. сэкономят те, кто дополнительно ездит на наземном транспорте и покупает проездной ТАТ за 840 руб.
Билеты на 1–2 поездки, которыми пользуется около 15% пассажиров метро, с 1 июля исчезнут вовсе. До тех пор продаваться они будут только в автоматах метро – за 30 руб. (сейчас – 28 руб.). Вместо таких билетов появится «электронный кошелек». Карта стоит 50 руб. плюс минимальный взнос – 50 руб. Положить на нее деньги можно через платежный терминал, банкоматы Сбербанка и Банка Москвы. При входе в метро с карты спишут 28 руб., в наземный – 26 руб. К концу 2013 г. «электронным кошельком» можно будет оплачивать проезд в «Аэроэкспрессе» и пригородном ж/д транспорте.
Тарифы на билеты на наземном транспорте практически не изменятся. Этим видом транспорта пользуется наименее защищенная часть населения, объясняют в мэрии. Зато с 1 июля купить у водителя билет на одну поездку не удастся – он будет продавать только на 4 и 40 поездок, а также билет «90 минут». Он появится со 2 апреля и позволит совершить одну поездку в метро и неограниченное количество поездок на наземном транспорте в течение 1,5 часа. Отдельное предложение для туристов – безлимитный билет на один день за 200 руб.
Идея московских властей – стимулировать население покупать билеты на длинные поездки. Поэтому карты на 5 и 11 поездок подорожают, а билеты на 20 и 60 поездок – наоборот. Срок действия билетов на 5 и более поездок увеличится с 45 дней до 90.
Новое тарифное меню «позволит убрать ряд узких мест», мешающих развитию общественного транспорта, указано в презентации программы. Вряд ли разработчики имеют в виду только сокращение очередей в кассы.
С момента, как Москву возглавил Сергей Собянин, тарифы в городе не повышались. Решение назрело давно, но оно непопулярное: в 2015 г. – выборы мэра, говорят в кулуарах чиновники. Поэтому одна из задач – не повышать тарифы для той категории населения, которая наиболее активно пользуется общественным транспортом. Для всех остальных налицо увеличение стоимости проезда. Плюс город сэкономит при переходе на электронные носители: только на изготовлении билетов, по самым грубым подсчетам, – 3,7 млрд руб. в год.