Сергей Гуриев, Олег Цывинский: Решающий год великого перелома
Наступивший год будет решающим с точки зрения выполнения предвыборных обещаний Владимира Путина в области экономической политики. Главное из них – обещание в 2018 г. войти в двадцатку стран с лучшим деловым климатом. Казалось бы, до 2018 г. еще далеко. Однако, если 2013 год будет упущен, России скорее всего не удастся выполнить этот план.
Еще одно ключевое, с нашей точки зрения, обещание, включенное в указ от 7 мая, – это абсолютно конкретные даты приватизации госимущества. Путин поручил правительству до 1 ноября 2012 г. разработать план приватизации, который предусматривал бы «завершение до 2016 г. выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса». Это, в частности, означает полную приватизацию банковских активов – Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка, полную приватизацию транспортных активов в конкурентных секторах, в том числе «Аэрофлота» и «Совкомфлота». Выполнение этой амбициознойпрограммы повысит и качество управления приватизируемых компаний, и уровень конкуренции в экономике. Вопрос только в том, будет ли программа выполнена, ведь предыдущие программы приватизации систематически не выполнялись.
Почему это обещание главное? По трем причинам. Первая – это обещание легко измеримо и определяется независимой от российского государства организацией. Вторая – это обещание невозможно исполнить без улучшения качества институтов. Другими словами, улучшить бизнес-климат – не так просто, как потратить деньги на мост в никуда. Третья – улучшение бизнес-климата оказывает значительное влияние на экономический рост (об этом мы писали в статье «Уровень холестерина в стране», «Ведомости» от 3.07.2012).
Почти год назад, 30 января 2012 г., Владимир Путин опубликовал в газете «Ведомости» статью «Нам нужна новая экономика». Сформулированные в статье приоритеты были формализованы в его указе «О долгосрочной государственной экономической политике», подписанном 7 мая, т.е. сразу после инаугурации. Этим указом правительству поручается «принять меры, направленные на достижение, в частности, следующих показателей: повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й– в 2015г. и до 20-й– в 2018г.».
Времени для выполнения этой цели остается мало. Рейтинг Всемирного банка Doing Business in 2013, опубликованный осенью 2012 г., поместил Россию на 112-е место в мире. Это лучше, чем 120-е место годом раньше, но до 50-го все еще далеко. Судя по ноябрьскому распоряжению 2096-р, пропасть между 50-м и 112-м местами правительство собирается преодолеть в два скачка, т.е. в 2014 г. Россия должна перейти в рейтинге с 112-го на 81-е место.
Но рейтинг Doing Business in 2014 публикуется осенью 2013 г. – а данные для него собираются в начале 2013 г. Поэтому уже сейчас можно сказать, случится ли прорыв на 81-е место в Doing Business in 2014 или нет. Ведь правовое поле на 2013 г. уже сформировано. К сожалению, никаких законов, направленных на улучшение предпринимательского климата, в 2012 г. принято не было. Дума была занята другими важными делами – регулированием интернета и НКО, повышением штрафов за митинги и клевету, ответом на закон Магнитского. Вряд ли можно ожидать того, что распоряжение 2096-р будет выполнено. Неудивительно, что отток капитала в 2012 г. продолжился. Несмотря на долгожданное наступление «политической стабильности», инвесторы по-прежнему считают, что инвестировать лучше в другие страны.
Конечно, нельзя сказать, что в прошлом году ничего не было сделано. Правительство и Агентство стратегических инициатив проделали огромную работу, подготовив «дорожные карты» по улучшению делового климата по отдельным направлениям. Именно эти «дорожные карты» должны быть реализованы в виде новых законов и подзаконных актов – для того чтобы хотя бы в рейтинге Doing Business in 2015 Россия могла подняться выше.
Кроме того, правительство обеспечило себе два лишних года, уточнив в отдельном документе, что в качестве целевых показателей надо рассматривать место в рейтинге, опубликованном после отчетного периода. Это значит, что, например, на 50-е место Россия должна выйти не в рейтинге-2015, а в рейтинге 2017 г. (он будет опубликован осенью 2016 г.). Но задача по-прежнему остается очень трудной. Ведь другие страны тоже не будут стоять на месте в течение этих двух лет.
В отличие от ситуации с продвижением в Doing Business в данном случае пока не сделана даже подготовительная работа. Соответствующая программа (прогнозный план) приватизации на 2014–2016 гг. не принята – ни до 1 ноября 2012 г., ни до 1 января 2013 г. Прошлогодний опыт приватизации 7%-ного пакета акций Сбербанка показал, что успешная продажа даже 7% акций Сбербанка требует очень много времени. Поэтому если правительство собирается выполнить указ от 7 мая, то приватизацию 51% акций Сбербанка и 77% акций ВТБ надо объявлять и начинать готовить уже сейчас. Если в 2013 г. не будет опубликована программа на 2014–2016 гг., в которой будет объявлена приватизация этих активов, то можно будет расстаться с надеждой на выполнение этого пункта указа Путина.
Насколько возможно выполнить предвыборные обещания Владимира Путина в области улучшения делового климата и приватизации? Мы считаем, что это абсолютно реально, но именно в 2013 г. для этого нужны будут не слова, а дела.