Екатерина Кузнецова, Андрей Журавлев: Как России достучаться до ЕС
Саммиты ЕС – Россия в последнее время редко приносили прорывные решения, а завтрашняя встреча рискует пройти в ледяной атмосфере. В сентябре Еврокомиссия инициировала антимонопольное расследование против «Газпрома», в октябре провалился очередной раунд переговоров о либерализации режима передвижения. Нет прогресса в переговорах по новому базовому соглашению, а предложения России начать обсуждение отношений между ЕС и Таможенным союзом встречаются весьма сдержанно.
Старая повестка исчерпана, а новая предполагает все больше расхождений. В условиях кризиса европейцы стремятся подтолкнуть экономический рост снижением цен на энергоносители и сокращением их потребления. Это плохая новость для Москвы, трактующей стратегическое взаимодействие с Брюсселем как «партнерство в целях создания единого энергетического комплекса Европы» на условиях «Газпрома».
Козырь европейцев – позиция по вопросу виз: Россия хотела бы их отменить, но европейцы пока не готовы.
Возможно, ситуация сдвинулась бы с мертвой точки, если бы Москва предложила Брюсселю активизировать переговоры по всеобъемлющему инвестиционному соглашению или договору о зоне свободной торговли между Россией и ЕС. Однако эти темы пока придерживаются российской стороной. Видимо, будут придерживаться до тех пор, пока не разрешится коллизия с «третьим энергопакетом».
Неготовность к компромиссу и неспособность отложить в сторону острые вопросы и вплотную заняться перспективными доказывают, что стратегическое партнерство между Россией и ЕС существует лишь на словах.
Что делать? Предоставить занятому собственными делами Брюсселю право следующего хода и не допускать расширения повестки дня? Или сосредоточиться на общих интересах, подобрать и вынести на обсуждение конкретные двусторонние проекты?
Мы считаем, что качественный прорыв в российско-европейских отношениях возможен. Полноценная «перезагрузка» в отношениях России и ЕС будет эффективной, если отложить временно в сторону широкомасштабные цели и больше внимания уделить отраслевым и региональным проектам.
Возьмем сферу информационных и коммуникационных технологий. В России отрасль демонстрирует высокие темпы роста: 14,6% в 2011 г. и до 16% в 2012. Рынок телекоммуникаций прирастает на 6% в год и оценивается приблизительно в 29 млрд евро. По многим показателям Россия обходит Германию, Францию или Австрию. Еще интенсивнее развивается интернет. Объем интернет-экономики России достиг 554 млрд руб., а отдельные ее секторы обещают 30%-ный рост по итогам 2012 г. На европейском рынке появились российские игроки. Сектор ИКТ представляется самым выигрышным для выведения российско-европейских связей на более высокий уровень. Перевод государственных услуг в электронную форму и доступ к ним иностранцев снизит издержки, облегчит получение разрешительных документов, а в перспективе приведет и к увеличению взаимного туристического потока. Синхронизация политики России и ЕС в области ИКТ может дать Москве и Брюсселю импульс к расшивке узких мест в сфере транспорта и логистики, валютного регулирования, борьбы с хакерством и мошенничеством в сети.
Другую возможность открывают совместные региональные проекты. На роль первого такого «мегапроекта» подошло бы создание современного транспортно-логистического узла в Калининградской области. Уже сейчас между областью и регионами Польши действует соглашение о безвизовом режиме и начаты переговоры об аналогичном соглашении с Литвой. В Калининграде развернут масштабный автомобилестроительный кластер; город получил право на проведение матчей чемпионата мира по футболу 2018 г. Теперь можно увязать имеющиеся, но разрозненные элементы инфраструктуры в единый комплекс, который стал бы самостоятельной точкой экономического роста.
Формат статьи не позволяет перечислить еще с десяток сфер и проектов, которые помогли бы реализовать прорыв во взаимоотношениях. Формальными переговорами и публичными заявлениями этого не добиться.
Важные для России вопросы – визовый диалог, энергетика – на сегодняшний день находятся в компетенции ЕС и не могут быть решены в устраивающем обе стороны ключе. Если Россия и ЕС в обозримом будущем не сформулируют новые ключевые точки повестки дня, то мы утратим уникальную возможность конструктивного диалога с крупнейшей экономикой мира и динамичным интеграционным объединением. Накануне саммита ЕС – Россия об этом полезно напомнить.
Полная версия статьи публикуется в журнале «Россия в глобальной политике».