От редакции: Как складывается жизнь бывших губернаторов
Судьба высокопоставленных чиновников после увольнения с важных постов – очень интересный показатель. Он отражает гибкость политической системы, ее способность к ротации, самообновлению и исправлению ошибок.
Фонд «Петербургская политика» изучил жизненные траектории 87 руководителей регионов, уволенных в 2005–2012 гг. после отмены губернаторских выборов. Некоторые фамилии вызывают вопросы. Трое из списка – Михаил Евдокимов, Виктор Шершунов и Игорь Есиповский – погибли в авто- и авиакатастрофах, еще двое (Валерий Коков и Петр Сумин) покинули пост из-за тяжелой болезни. Авторы исследования, возможно, поторопились вычеркнуть из числа политиков недавно ушедших в отставку Андрея Нелидова и Олега Чиркунова и преувеличивают возможные перспективы Юрия Лужкова.
Тем не менее можно говорить о некоторых тенденциях трудоустройства бывших губернаторов. Большинство после отставки лишились политических перспектив. Из 87 губернаторов 28 – редкие гости в публичном пространстве (против пяти и вовсе возбудили уголовные дела), 27 получили «синекуры» в разных органах власти, еще девять ушли в бизнес, образование и другие сферы, не связанные с политикой. Только 12 бывших губернаторов (в их числе Сергей Шойгу) продолжают политическую карьеру в других регионах или на федеральном уровне, еще 11 сохраняют возможность участвовать в местной политике.
Любопытно, что политический вес и влияние губернаторов не зависят ни от их возраста, ни от экономических успехов вверенных им территорий: пожилые Минтимер Шаймиев и Юрий Лужков после отставки сохранили влияние в отличие от Олега Чиркунова и Вадима Бровко, которые на 20 лет моложе. Возможности продолжения карьеры экс-губернаторов в другом регионе или в Москве практически непрогнозируемы. Даже главный неофициальный критерий – успехи «Единой России» на выборах в регионе – срабатывает не всегда. Отсутствие критериев оценки деятельности и связанные с этим туманные перспективы карьеры ставят губернаторов в положение временщиков, не заинтересованных в развитии территории, и стимулируют создание кланов и клиентел, нацеленных на извлечение личной выгоды.