Роберт Шиллер: Кто советник у Барака Обамы?
Если верить социологическим опросам, то во время последней президентской кампании в США главным предметом беспокойства избирателей было состояние экономики, особенно проблема безработицы. На этом попытался сыграть Митт Ромни, заявляя: «План президента не сработал – у него нет четкого плана, способного заставить экономику развиваться».
Тем не менее Обама переизбран. Возможно, ему помогло некоторое улучшение экономической ситуации как раз во время выборов (похожим образом Франклин Рузвельт в 1936 г. одержал верх над республиканцем Альфредом Лэндоном, несмотря на то что Великая депрессия продолжилась). Но победа Обамы также отражает базовое чувство экономической реальности, присущее большинству американцев.
В экономической теории вы не найдете однозначных рецептов для политиков. Взгляды людей, которые посвятили жизнь макроэкономике, тоже далеки от единства. Невозможно провести чистый эксперимент, чтобы выяснить последствия политических решений, поэтому мы никогда не сможем с достаточной степенью надежности проверить действенность той или иной макроэкономической меры.
У Ромни тоже нет магической пилюли. Он попытался сыграть на стремлении избирателей принимать желаемое за действительное, обещая им уменьшить роль государства в экономике и снизить предельные ставки налогов. Это сработало бы, если бы лучшим лекарством для экономического роста действительно было оставлять побольше денег в распоряжении граждан. Но электорат не поддался на посулы.
Однако слова об отсутствии плана в известной степени правда. Того, что Обама предлагал и предлагает, не достаточно ни для разгона экономики страны, которая слишком медленно восстанавливается после рецессии 2007–2009 гг., ни для защиты от экономических потрясений, которые сулят проблемы Европы и замедление темпов роста остальному миру.
Что Обама действительно сделал, так это не раз собирал грамотных экономических советников. Можно ли требовать чего-то еще от президента? Тем не менее во время президентских кампаний в США практически не затрагивается тема выбора советников или влияния тех или иных идей. Хотя президентские советники – величина непостоянная, их состав периодически меняется, можно было бы ожидать, что кандидаты упомянут о них хотя бы ради того, чтобы дать обществу знать, откуда черпаются идеи. Ведь кандидаты в президенты продают избирателям не свои таланты и экономические знания, а способность здраво рассуждать и оценивать чужие идеи. Но и в этот раз кандидаты избегали упоминать имена сколько-нибудь известных экономистов или ссылаться на какую-либо конкретную экономическую модель.
Изначально у Обамы была блестящая команда экономических советников, среди которых Лоренс Саммерс, Кристина Ромер, Остан Гулсби и Касс Санстайн. Но сейчас они уже не работают.
Самый авторитетный экономический советник, остающийся в Белом доме сегодня, это Джин Сперлинг, глава Национального экономического совета (NEC). Это организация, созданная Биллом Клинтоном в 1993 г., призванная служить главным источником экономической политики и оттеснившая в тень Бюро экономических советников. Поскольку эта позиция не требует утверждения в сенате, президент может назначать туда кого угодно. Именно поэтому президент мог позволить себе выбрать высокоталантливого, но политически непопулярного Саммерса, бывшего президента Гарвардского университета. Сперлинг совсем не так знаменит, как Саммерс. Но история его влияния на действия правительства очень солидная: он находится на острие принятия экономических решений уже почти десять лет. Он был заместителем руководителя NEC с самого начала существования агентства до 1996 г., а затем работал директором с 1996 по 2000 г. Обама снова назначил его руководить NEC в январе 2011 г.
В книге Сперлинга «Прогрессист в борьбе за экономический рост» (The Pro-Growth Progressive) можно отыскать немало идей, направленных на совершенствование экономики. Ни одна из них не является панацеей сама по себе, но в совокупности они вполне могут оказаться действенными. Некоторые из этих идей нашли отражение в Акте о преодолении безработицы (AJA), который мог бы принести много пользы, если бы был принят в 2011 г.
В AJA были воплощены такие идеи, как дотации на наем сотрудников, страхование заработной платы, курсы повышения квалификации, равно как и поддержка образования вкупе с дошкольным обучением. Более того, AJA предусматривает ряд стимулов для балансирования бюджета – речь о мерах, которые позволят подстегнуть экономическую активность, не наращивая уровень госдолга.
Но хотя людей и беспокоит безработица, им не так уж интересны конкретные детали планов по созданию новых рабочих мест. Сперлинг не очень известен широким массам. Его книга не стала бестселлером. Коммерческого успеха она не имела.
Сперлинг отличается от обычных академических экономистов, склонных концентрироваться на продвижении экономической теории и работе со статистикой. Сперлинг сфокусирован на законодательной деятельности – той самой практике, которую стоит совершенствовать, чтобы поднять экономику. Он прислушивается к академическим экономистам, но действует иначе.
В книге он шутит, что американцам нужна третья партия, «партия смирения». Ее члены открыто признают, что чудодейственных мер в природе не существует, а концентрироваться нужно на возникающих время от времени практических возможностях, которые позволяют слегка улучшить ситуацию. Но третья партия не так уж и нужна. Избрав Обаму, избиратели поддержали именно это кредо – кредо прагматического идеализма.