Ирина Резник: Секрет Фархада Ахметова
Во вторник Фархад Ахмедов договорился о продаже 49% «Нортгаза» «Новатэку» за $1,5 млрд (включая дивиденды). Ахмедов стал одним из учредителей «Нортгаза» в 1993 г., а контроль получила «дочка» «Газпрома» – «Уренгойгазпром». В конце 1990-х Ахмедов вывел «Нортгаз» из кризиса за счет привлеченных им инвестиций (всего он вложил в компанию $150 млн), а в 1999 г. размыл контрольный пакет монополии до 0,5%, объяснив, что та ни копейки в компанию не вкладывает, а значит, не может владеть и управлять бизнесом.
Подобная логика в споре с «Газпромом» довела до сизо бывшего совладельца «Сибура» Якова Голдовского, который получил свободу только в обмен на продажу концерну своей доли по символической цене. А создателю «Итеры» Игорю Макарову пришлось уступить «Газпрому» почти весь свой бизнес.
Ахмедову повезло больше: сначала он тоже пытался воевать с «Газпромом», но в 2005 г. заключил с монополией сделку, позволившую ему остаться в газовом бизнесе. Бизнесмен безвозмездно отдал «Газпрому» 51% акций «Нортгаза» и заключил мировое соглашение по британскому праву, которое обязывало «Газпром» в случае нарушения договоренностей выкупить пакет Ахмедова по рыночной цене.
Впрочем, после мировой отношения «Газпрома» и Ахмедова не были безоблачными. В июле 2008 г. Ахмедов рассказывал «Ведомостям», что в отношении «Нортгаза» монополия придерживается двойных стандартов: покупает газ у его компании по низким ценам – как у «дочки», но в то же время услуги по транспортировке и переработке заставляет оплачивать по высоким коммерческим тарифам. А на вопрос, почему же Ахмедов не воспользуется своим опционом на продажу, объяснял, что до 2010 г. это делать невыгодно. «Так что два года придется терпеть, а там будет видно», – заявлял он.
В январе 2011 г. за пакет Ахмедова в «Нортгазе» «Интер РАО» предлагала $1,5 млрд, но сделка сорвалась. Интересовался пакетом тогда и «Новатэк», но счел его слишком дорогим. С начала 2012 г. Ахмедов безуспешно вел переговоры с «Газпром нефтью». Летом подконтрольная ему R.E.D.I. обратилась в Лондонский международный арбитражный суд – «Газпром» был обвинен в нарушении акционерного соглашения. Затем Ахмедов предъявил «Газпрому» долю к выкупу, воспользовавшись опционом пут. На суды ушли бы годы, а вот основателю «Новатэка» Леониду Михельсону удалось договориться с Ахмедовым за полчаса, рассказал источник, близкий к «Нортгазу».