Алексей Байер: Ромни и экономические проблемы Америки

Американская президентская гонка изобилует виражами. Весь сентябрь кандидат республиканцев Митт Ромни бездарно терял очки. Казалось, что его предвыборная кампания расползается по швам. Ходили слухи, что его списывают со счетов сами республиканцы и все силы бросают на выборы в конгресс и сенат.

Но в начале октября, в первых дебатах с президентом Обамой, Ромни выступил блистательно, одержал победу и вдохнул новую жизнь в свою кампанию. В опросах избирателей он догнал Обаму, а в некоторых даже вышел вперед.

Зато сразу после того, как рейтинг Ромни резко пошел вверх, основные индексы на Нью-Йоркской бирже синхронно пошли вниз. Dow Jones, индекс 30 крупнейших индустриальных компаний, за три недели потерял 5%, несмотря на то что экономические цифры в США, а также статистика в Китае и зоне евро были в последние недели в основном позитивными.

Конечно, по трем неделям судить нельзя, но динамика рынка все равно удивительная. Бизнес должен с энтузиазмом поддерживать Ромни. Основатель фирмы Bain Capital, Ромни много лет покупал компании, реструктурировал их, срезал затраты, увеличивал прибыль и продавал. Под его руководством фирма процветала. Отец Ромни возглавлял American Motors, которая в свое время производила автомобили Jeep, но своим состоянием, которое оценивается в $250 млн и значительно превышает состояние отца, Ромни-младший обязан исключительно себе.

Он безоговорочно верит в экономику поддержки предложения (supply side), т.е. в набор мер, которые обеспечивают интенсивное производство товаров и услуг. Он собирается резко снизить налоговые ставки для физических лиц и корпораций и интенсивно стимулировать разработку нефти и газа. Его программа, утверждает он, создаст 12 млн рабочих мест за восемь лет и сделает Северную Америку самодостаточной в потреблении нефти, а экономическое процветание позволит ему залатать триллионную дыру в федеральном бюджете и увеличить затраты на оборону на $2 трлн.

Экономика supply side сталa популярной во времена Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Британии. Идея в том, что если создать благоприятные условия для предпринимателей и корпораций – покончить с уравниловкой и субсидиями, резко снизить налоги, ослабить государственный надзор и увеличить конкуренцию, – то экономика будет расти намного быстрее. При этом бедные тоже выиграют, потому что экономический рост обеспечит больше рабочих мест, а рыночная конкуренция снизит цены. То есть вместо того, чтобы распределять существующий пирог, лучше создать условия для того, чтобы пирог сделался больше. Тогда его будет легче и приятнее делить.

Победа идей supply side имеет исторические причины. К 1980 г. экономический баланс в США резко сдвинулся в сторону спроса: бизнес и богатые люди облагались непосильными налогами, зарплаты назначались профсоюзами, государство повсеместно вмешивалось в частный сектор. Произошло это по ряду причин, включая, между прочим, и холодную войну, которая требовала действенного ответа коммунистической пропаганде, утверждавшей, что при капитализме рабочий класс неизбежно нищает. Как бы то ни было, в результате в США остановился экономический рост и бушевала инфляция.

Реформы Рейгана восстановили равновесие и подстегнули рост. Но упрощенная логика «поддержки сильных» ведет к аналогиям с борьбой за выживание. А человеческое общество, а тем более экономические системы этого общества не стадо зебр. Цель существования цивилизованного общества и подавляющего большинства людей отнюдь не в обогащении, и если успех бизнесмена можно измерить его состоянием, то значимость члена общества, например Линкольна, Чехова, Генри Форда или доктора Салка, разработавшего вакцину против полиомиелита, доходами уже не определишь.

Тем не менее для республиканцев идеи поддержки предложения превратились в некий абсолют. В якобы постидеологическом обществе американскую экономическую идеологию можно сформулировать следующим образом.

1. Экономический рост – абсолютное благо, и чем он быстрее, тем лучше.

2. Экономический рост – заслуга частного сектора, а государство ему вредит.

3. Частный сектор, следовательно, творит добро, а государство – зло.

4. Низкие налоги стимулируют рост и лишают доходов государство, что есть благо.

Сегодня в Америке создалась ситуация, при которой бизнес и самые богатые 15–20% населения преуспевают. Прибыли американских корпораций рекордно высоки. Доходы бизнесменов тоже на рекордном уровне. Рынок акций, до того как он начал падать в октябре, находился на самой высокой точке после кризиса 2008 г.

Зато для бедных кризис за эти пять лет так и не закончился. У них крайне высокая безработица, катастрофически падают доходы, люди перестают искать работу и люмпенизируются, растет целое поколение безработных и бесперспективных.

Американская экономика катится по идущим в разных направлениях рельсам. Обама при всех его недостатках в значительной степени реалистичен. Он пытается как-то эти рельсы соединить. Ромни же предлагает идеи, которые в идеале должны все эти проблемы одним махом решить, но которые на самом деле существующий дисбаланс еще больше усугубят. Как показало правление Буша-младшего, идеи supply side, такие действенные в 1980-е гг., сегодня ведут к экономическому краху. Причем если их претворять в жизнь в чистом виде, как предлагает Ромни, то катастрофа для американской и мировой экономики наступит незамедлительно. Возможно, это именно то, что Уолл-стрит пытается нам сказать.