От редакции: Лунная станция вице-премьера
Вчера вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил российскому обществу совершить научный и технологический рывок в околоземное пространство. «В космической деятельности есть большое соревнование между странами, и поэтому должна быть большая сверхцель, которая потянет за собой науку, промышленность <...> Я бы предложил большую задачу решить, такой задачей могло бы стать создание лунной станции», – заявил он радиостанции «Вести FM». У многих и раньше не было сомнений в том, что куратор отечественной оборонной отрасли Рогозин – государственник со стратегическим мышлением. Теперь это очевидно всем.
Идея Рогозина совпадает с основными направлениями развития космонавтики и, если хотите, мировой цивилизации. Вполне вероятно, что дефицит сырьевых ресурсов – скорее раньше, чем позже, – заставит человечество заняться поиском и добычей полезных ископаемых в пределах Солнечной системы.
Создание на Луне научного центра и промежуточной станции, где будут добываться кислород и другие материалы, необходимые для запуска космических кораблей к более удаленным объектам, – достойная цель. Возведение такой станции серьезно удешевит межпланетные и галактические полеты, уверен научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Кроме того, освоение спутника Земли дешевле и проще, чем исследование Марса. Вопрос – насколько достижима эта цель и каких средств она может потребовать.
По плану космических исследований Российской академии наук с 2015 г. поверхность Луны будут изучать специальные зонды, затем с 2020 г. – новые луноходы, способные проходить до 30 км от места посадки. Вместе с возвращаемым космическим аппаратом они составят первый модуль научной станции. Дальше 2025 г. планы ученых пока не идут. Но дело не только в десятках лет и сотнях миллиардов (а может, и триллионов) рублей, необходимых для осуществления масштабной лунной программы. Программа создания перевалочной станции на Луне была подготовлена NASA, но кризис и бюджетная экономия Барака Обамы заставили отложить ее реализацию до лучших времен. Современная отечественная космонавтика вряд ли может сравниться с американской. Она находится в системном кризисе, уверены большинство экспертов отрасли. С декабря 2010 г. по август 2012 г. были потеряны восемь дорогостоящих космических аппаратов.
Ключевых причин неудач несколько: технологическое отставание, замкнутость отрасли и порожденные ею устаревшие механизмы управления и злоупотребления. Эти системные проблемы требуют детального экспертного обсуждения и серьезных решений.
Однако Дмитрий Рогозин не признает масштаба проблем в ведомстве. «Никакого системного кризиса в российской космической отрасли нет, у нас есть проблемы на отдельных предприятиях и в отдельных узлах», – заявил он 7 сентября. Заявления Рогозина об освоении Луны на фоне регулярного падения спутников и других космических аппаратов показывают, что реальное исправление ситуации уступает место эффектным фразам и фантастическим (но приятным части электората) планам создания межпланетной сверхдержавы.
Возможен и другой вариант: недавний полет Владимира Путина на дельтаплане активизировал творческую мысль соискателей места преемника, к которым причисляют и Рогозина. Первое лицо государства отдаляется от повседневности все дальше и предпочитает решать все более глобальные вопросы. Напомним, сюжет, где Россией правят бывший сотрудник госбезопасности и его окружение, уже описан в антиутопии Владимира Войновича «Москва 2042»: «Поскольку страна большая, за всем не усмотришь, он <...> стал совершать регулярные инспекционные облеты на космическом аппарате. И оттуда следил за передвижением войск, разработкой карьеров, вырубкой лесов, строительством отдельных объектов и добычей угля открытым способом. Он вникал во все <...> Эти космические инспекции оказались настолько эффективными, что в конце концов было принято решение об оставлении Гениалиссимуса в космосе навсегда и разделении власти на небесную и земную».