От редакции: Граница без спешки
Глава Чечни Рамзан Кадыров намерен провести четкую административную границу с Ингушетией. Кадыров считает, что ее отсутствие ведет к захвату чеченских земель, и намерен обратиться в Центр с просьбой о размежевании территории между двумя республиками. «Воспользовавшись тяжелой для чеченского народа ситуацией, села и целые районы наши захватили <...> аппетит растет, и идет процесс захвата новых и новых территорий Чечни. Если кто-то не понимает человеческого языка, мы шутить не позволим», – пригрозил Кадыров. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров также высказался за проведение административной границы между соседями.
Границы между регионами – не такая взрывоопасная тема, как границы между государствами. История современной России знает несколько примеров мирного изменения границ между соседними регионами. Кроме недавнего присоединения части Подмосковья к Москве можно вспомнить переход села Заречное и прилегающей территории из Амурской области в Еврейскую автономную область в феврале 2007 г. В феврале 1994 г. Ивановская область передала расположенный за Волгой и фактически отрезанный от «большой земли» Сокольский район в Нижегородскую область. Мешавшие провести границу между Чечней и Ингушетией масштабные боевые действия завершены, режим контртеррористической операции в Чечне отменен больше трех лет назад, ситуация в обеих республиках, если верить официальным сводкам, нормализована. Но не забудем, что речь идет о составных частях бывшей Чечено-Ингушской АССР.
Вопрос в своевременности проведения границы на территории, где, несмотря на оптимистические заявления, происходят теракты (достаточно вспомнить вчерашний взрыв в Назрани и недавнюю гибель шести полицейских в Ингушетии). Соглашение о границе по 67-й статье Конституции должны подписать республиканские парламенты, но размежевание чревато многочисленными конфликтами. Демаркация границы, особенно в Сунженском и Малгобекском районах, где ингушские и чеченские селения расположены по соседству, будет крайне сложной. Любая территориальная уступка соседу у народов, которые пострадали от сталинских депортаций, территориальных изменений после возвращения на Родину и конфликтов 1990-х гг., будет восприниматься крайне болезненно. Авторитетного арбитра, способного примирить амбиции сторон, сейчас нет.
Требование Кадырова, учитывая его сложные взаимоотношения с Евкуровым, шире, чем размежевание территории между двумя соседними республиками. Глава Ингушетии придерживается более гибких подходов в борьбе с подпольем и исламскими радикалами и создает альтернативу кадыровской практике войны на уничтожение. Глава Чечни видит в нем опасного соперника, посягающего на его непоколебимое положение в республике и негласное лидерство на Северном Кавказе. История с «большой Москвой», где авторитетный лидер Сергей Собянин победил потерявшего доверие Бориса Громова в территориальном споре и получил политические и экономические (деньги на освоение новых земель) дивиденды, неожиданно аукнулась на Северном Кавказе. Размежевание с возможным расширением территории для Кадырова лишь предлог, чтобы показать себя защитником родной земли, подтвердить авторитет в республике и продемонстрировать соседу свою силу. Кроме того, у него появится возможность, выдавив боевиков в сопредельный регион, доказывать Москве, что его республика – остров стабильности.
Гипотетическая победа Чечни и Кадырова в споре о границах с соседней республикой крайне опасна. Она может разбередить исторические споры о принадлежности земель между регионами и отдельными народностями, повлечь за собой цепную реакцию территориальных претензий на Северном Кавказе и породить новые конфликты. В вопросе о размежевании между Чечней и Ингушетией не нужна спешка. Окончательные решения тут следует отложить.