От редакции: Персоны для ответа
Существующая система управления устроена так, что за катастрофы в России всегда будут отвечать местные начальники. К этому ведет подотчетность чиновников перед центром, а не перед обществом.
Следственный комитет России подозревает в халатности, приведшей к гибели двух и более лиц, бывшего главу Крымского района Василия Крутько, мэра Крымского городского поселения Владимира Улановского, и. о. руководителя муниципального казенного учреждения «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты муниципального образования Крымский район» Виктора Жданова, а также главу Нижнебаканского сельского поселения Ирину Рябченко. Крутько и Жданов задержаны, Улановский и Рябченко, по некоторым сообщениям СМИ, внезапно легли в больницу. По другим данным, Улановский также задержан следователями. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил, что местные чиновники должны нести персональную ответственность, потому что в их компетенции находятся вопросы оповещения населения. Крутько, по словам губернатора, неплохо справлялся с хозяйственной работой, но не умел действовать в чрезвычайных ситуациях.
Тут губернатор прав: крымские чиновники не выполнили то, что им предписано нормативными документами о действиях в чрезвычайных ситуациях – собственно, положения о таких действиях и назначении ответственных существуют на районном и муниципальном уровне, сами же и принимали. Такие планы есть везде, и практически наверняка везде это просто бумажки. Показательно, что после трагедии в Крымске по всем регионам начались проверки систем оповещения. Например, в Саратовской области выяснилось, что на проект реконструкции системы оповещения не предусмотрены средства в региональном бюджете 2012 г., между тем действие электросирен охватывает лишь 36% территории городов и райцентров.
И вот тут губернатор Ткачев несет не меньшую ответственность, чем местные чиновники. Бюджет Краснодарского края также мало заботился о поддержании систем оповещения в регионе: по данным лидера «Яблока» Сергея Митрохина, деньги на это не выделялись семь лет.
А что касается местных чиновников, то они все фактически назначены Ткачевым, говорит политолог Александр Кынев. В Краснодарском крае выборы давно превратились в фикцию.
Побеждают всегда единороссы, Крутько на мартовских выборах 2010 г. получил 78,58% голосов, Улановский на выборах 13 мая этого года набрал 94,47%. О конкуренции говорить не приходится, как и о представительстве интересов избирателей – местный начальник зависит не от местных жителей, а от вышестоящих начальников из партии и края. Что требуют от него сверху? Конечно, хороших результатов «Единой России» на всех выборах – о том, как от этого зависит получение финансовых трансфертов, много рассказывали чиновники из других регионов перед декабрьскими выборами в Госдуму.
Чрезвычайные ситуации бывают нерегулярно (хотя в применении к Краснодарскому краю этот тезис уже не совсем верен), поэтому за работу по их предупреждению спрашивают нестрого. Более того, негативный эффект от ЧС длится недолго – месяц, максимум два. Если у тебя хорошие связи наверху, ты стерпишь поношения и начнешь зарабатывать на восстановлении.
Конечно, в крупных катастрофах, подобных случившейся в Крымске, местный уровень власти уже оказывается ниже ватерлинии – нужны стрелочники. Что касается губернатора такого региона – курортного, морского и олимпийского, – то его уволить очень сложно. Слишком много интересов завязано.
Кстати, вчера было передано в суд дело о зверском убийстве в станице Кущёвской 12 человек и других преступлениях местной ОПГ («дело Цапков», см. статью на стр. 02). Представители местной власти по этому делу наказания не понесут. Судя по выводам следователей, они вовсе не передавали на аутсорсинг бандитам некоторые вопросы обеспечения порядка и экономического регулирования на подведомственной территории, а просто «неэффективно работали, и эта неэффективность позволила бандитам расслабиться».