Владимир Ашурков: Альтернатива есть
Перенесемся в конец прошлого года и представим гипотетическую ситуацию, в которой даже при неизменном электоральном законодательстве парламентские выборы прошли бы без административного давления на избирателей и без фальсификаций в день голосования. Состав Думы в этом случае был бы примерно таким: «Единая Россия» – 30–35%, коммунисты – 25%; с большой вероятностью в парламенте было бы представлено «Яблоко».
Предположим, что такой Думе – разношерстной, но без доминирования ЕР – удалось бы избрать независимую избирательную комиссию. Эта новая комиссия обеспечила бы честный предвыборный процесс, равные возможности для агитации и отсутствие фальсификаций в ходе президентских выборов. Не исключено, что в этом случае список кандидатов был бы длиннее. При честном выборном процессе второй тур президентских выборов был бы вполне вероятен. Была бы вероятна и консолидация избирателей, оппозиционно настроенных к существующему режиму, а значит, теоретически возможной была бы и победа оппозиционного кандидата. Наивно преувеличивать эту вероятность (мало времени для агитации независимых кандидатов, отсутствие признанных оппозиционных лидеров национального масштаба, возможность победы кандидата от коммунистов и т. д.), но этот сценарий все-таки был возможен.
Ситуация, которую мы описываем, не стала реальностью. Но как только в нашу страну вернутся настоящие выборы – наверняка станет. Россия получит нового президента, честно выигравшего мандат на перемены в стране. Россия получит и новую Думу – наверняка весьма поляризованную и крайне неудобную для исполнительной власти. Можно ли что-то сделать в такой ситуации – при всем гигантском масштабе проблем, стоящих перед экономикой?
Реформирование и повышение эффективности экономики – постепенный процесс, который растянется на много лет даже при наличии политической воли и правительства, действующего по принципу «не врать и не воровать». Быстро изменить все нельзя, но быстро изменить вектор развития страны – можно. За один-два года можно конкретными действиями вытащить страну из воронки растущей коррупции и бесперспективного ручного управления и перевести в режим последовательного увеличения эффективности и повышения качества госуслуг. Это было бы естественной и логичной политикой для центристского президента и репрезентативной Думы.
Вот несколько первых шагов, которые могла бы предпринять новая исполнительная власть в данной ситуации. Они не претендуют на исчерпывающую экономическую программу. Важно то, что предлагаемые меры в значительной степени лежат в компетенции исполнительной власти или будут поддержаны репрезентативным парламентом, поскольку по ним вряд ли будут непримиримые разногласия в обществе. Эти меры приведены по контрасту с существующей политикой властей.
Государственная собственность
Нужны не хаотичная приватизация или столь же хаотичное огосударствление экономики, а порядок в управлении госсобственностью. Правительством объявлены планы приватизации «Роснефти», «Интер РАО», «Совкомфлота» и других крупных компаний до конца 2016 г. Говорится даже о грядущей приватизации Объединенной авиастроительной корпорации и Объединенной судостроительной корпорации, которые так долго и с помпой консолидировались под зонтиком «Ростехнологий». В то же время государственный «Роснефтегаз» объявил о намерении участвовать в приватизации госкомпаний или покупке частных компаний.
Более эффективной политикой было бы приостановить как приватизацию, так и дальнейшее огосударствление экономики и сначала навести порядок в управлении госсобственностью. Прежде всего необходимо признать повышение долгосрочной акционерной стоимости единственным приоритетом в управлении акционерными обществами. Избрать в советы директоров крупных компаний (как публичных, так и непубличных, как «Совкомфлот», РЖД, «Транснефть») независимых директоров, из которых сформировать комитеты по аудиту и номинациям. Поручить им внедрить международные корпоративные стандарты прозрачности и внутреннего контроля, обеспечить конкурентный и обоснованный порядок привлечения и компенсации топ-менеджеров, включая руководителей компаний. Вместо непотизма и политических назначений – меритократия и профессионализм. Вместо формальных ревизионных комиссий, которые не могут противостоять коррупции и злоупотреблениям, – бескомпромиссные независимые комитеты по аудиту.
Профессиональная армия
Нужны не беспрецедентные расходы на перевооружение, а быстрый переход на профессиональную армию. В ближайшие девять лет планируется потратить на перевооружение армии 23 трлн руб. (свыше $700 млрд). Переход на профессиональную армию перестал декларироваться в качестве среднесрочной цели, программа привлечения контрактников провалена.
Между тем переход от призывного к добровольному способу комплектования армии вполне реалистичная задача, решаемая за один-два года. У нас служит максимум 500 000 призывников в год. Вместо того чтобы призывать рядовых по призыву, следует призывать их добровольно на три года на зарплату 15 000–25 000 руб. в месяц – выше, чем средняя зарплата во многих регионах. Добровольцев должно быть достаточно: для неквалифицированного молодого человека 18–25 лет это вполне хороший заработок при казенном жилье, питании и обеспечении. Максимальная сумма расходов – не более $6 млрд в год (с учетом налогов). В контексте российской экономики это относительно недорого – меньше 1/7 прибыли «Газпрома» или чуть больше половины прибыли «Роснефти» за 2011 г. Преимущества, с другой стороны, очевидны: это и устранение коррупционного механизма «откоса» от армии, и повышение качества рядового состава, и устранение перекоса на рынке образования, когда молодые люди идут в вузы за отсрочками или уезжают за границу. Армия превратилась бы в социальный лифт – рядовые за три года могут заработать на образование или первый взнос в ипотеку. Важным фактором является также то, что солдата, который служит добровольно за деньги, сложнее дискриминировать и эксплуатировать, чем призванного против воли. С большой вероятностью, при таком способе комплектации армия будет способна решать боевые задачи с меньшей численностью рядового состава, а значит, со временем численность можно будет сократить.
Спасать не акционеров, а работников
Нужно поддерживать не владельцев неэффективных предприятий, а сотрудников. В настоящее время рассматривается вопрос о государственных гарантиях по кредитам нескольким компаниям, находящимся в сложном финансовом положении. Во время кризиса беспрецедентные государственные средства выделялись именно на поддержку владельцев («АвтоВАЗ», кредитование под залог акций), а не сотрудников компаний, попавших в сложное положение.
Более эффективной и социально ориентированной политикой была бы следующая. В условиях ухудшения финансового положения частных предприятий первыми должны страдать их акционеры. Поддерживать их госсредствами – неэффективно. В случае банкротства государство могло бы в исключительных случаях предоставлять средства в акционерный капитал на санирование предприятий, например за счет перепозиционирования недавно образованного Российского фонда прямых инвестиций, но бояться банкротства неэффективных предприятий не нужно. При банкротстве или значительных сокращениях на крупных или градообразующих предприятиях государству следует предоставлять средства для адресной поддержки высвобождаемых работников, возможного переобучения или переезда в другие районы страны.
Избыточное регулирование
Нужны не новые, «более лучшие» процедуры и законы, а быстрое устранение избыточного регулирования. В России в настоящее время действует огромное количество архаичных правил, которые не нужны современной экономике. Лишь два примера: командировочные удостоверения, необходимые для отнесения затрат на себестоимость, и необходимость при постановке автомобиля, принадлежащего юрлицу, на учет в ГИБДД предоставлять нотариально заверенные копии более пяти документов (устав, справка о руководящем составе компании и т. д.), а также обзаводиться собственным «автохозяйством». В целом экономика несет огромное количество непроизводительных затрат, связанных с избыточным регулированием.
Необходима быстрая отмена наиболее одиозных и бессмысленных правил в экономике и в госуслугах гражданам, а также создание госоргана, который будет методично, на научной основе, с общественным обсуждением анализировать различные аспекты регулирования с точки зрения затрат и результатов (cost-benefit analysis) и отменять избыточные нормы.
Нелегальная рабочая сила
Нужно не поощрять «рабский» сегмент рынка рабочей силы, существующий в интересах коррумпированных чиновников и нечистоплотных работодателей, а защищать российский рынок труда от низкоквалифицированной нелегальной рабочей силы. Рынок незаконных (без разрешения на работу) мигрантов оказывает давление на сегмент низкооплачиваемого труда, вытесняя оттуда российских граждан. Незаконные мигранты соглашаются на более низкую зарплату, а главное, нечеловеческие условия труда. Создается целый класс бесправных рабов, что не только искажает рынок занятости, но и негативно влияет на общество.
Разумной мерой, направленной на легализацию рынка рабочей силы, было бы введение визового режима со странами Средней Азии, откуда идет основной поток неквалифицированной нелегальной рабочей силы. Введение визового режима позволит уменьшить и упорядочить поток незаконных мигрантов (хотя понятно, что полностью его не прекратить) по сравнению с режимом открытой границы сейчас. Привлечение рабочей силы в Россию необходимо, но упорядоченное и на законных основаниях. Стоимость труда работника-негражданина для работодателя не должна быть ниже стоимости труда россиянина, чего можно добиться введением обязательной страховки и других выплат, связанных с трудоустройством неграждан.
Поддержка и стимулирование благотворительности
Нужно не только писать стратегические программы реформ на многие годы вперед, а уже сегодня использовать налаженные частными благотворительными организациями механизмы по решению острых социальных проблем. На модернизацию систем здравоохранения и образования уйдут годы, но помощь людям нельзя откладывать. Есть проблемы, с решением которых хорошо справляются частные благотворительные структуры. Это в числе прочего: проблемы лечения сложных заболеваний у детей (кардиология, онкология и др.); помощь терминальным больным (хосписы); поддержка и образование одаренных детей из небогатых семей; различные виды поддержки сирот и детей из неблагополучных семей. В настоящее время жесткие государственные организационные и бюрократические структуры не справляются с данными проблемами, и быстро это не поправить. Было бы целесообразно выделять из бюджета значительные средства – десятки, быть может, сотни миллионов долларов – частным фондам, которые зарекомендовали себя в соответствующих видах деятельности и эффективно распоряжаются частными пожертвованиями. При этом поддержка должна быть значительной – например, на один частный рубль, пришедший в фонд, три или пять государственных. Таким образом эти острейшие проблемы можно будет смягчить до того момента, когда государственные услуги в этих областях станут более эффективными и человечными.
Изложенные меры могут быть относительно быстро (один-два года) реализованы даже в условиях патовой ситуации в парламенте (переход на профессиональную армию потребует изменений в законодательстве, но будет поддерживаться большинством населения и должен быть поддержан репрезентативной законодательной властью). Они способны значительно изменить вектор развития страны и дать очевидный серьезный экономический эффект. Итак, выступать за подлинную выборность власти, в том числе досрочные выборы, вполне рациональная позиция. Быстро изменить к лучшему жизнь многих вполне реально. Альтернатива есть.