От редакции: Почему тонем и горим
Сегодня в России траур по жертвам наводнения в Краснодарском крае. Число жертв (по последним данным превысило 150 человек) и размер материального ущерба еще предстоит подсчитать. Черноморские курорты залиты водой. Специалисты, чиновники, журналисты и жители кубанских селений спорят о ключевых причинах трагедии (подробнее см. статью на этой странице). Главный вопрос последних дней: стало ли происшедшее исключительно следствием стихии или ей помогли халатность и разгильдяйство.
Редкое лето в последние годы обходится без природных бедствий и техногенных аварий. Сильные дожди, ураганные ветры, наводнения и оползни на Кубани и, если говорить шире, на Северном Кавказе – привычное явление. В 2002 г. в регионе произошло сразу два мощных наводнения – в июне и в августе. Тогда погибли около 200 человек (из них половина – на Кубани), пострадали сотни тысяч людей, стихия повредила тысячи домов. Тогда, 10 лет назад, сильно пострадал и Крымск. В октябре 2010 г. сильные дожди и наводнения в Краснодарском крае и Адыгее привели к гибели еще 17 человек. После таких ударов стихии власти пострадавших регионов, казалось бы, должны были провести скрупулезную ревизию местных гидротехнических сооружений, укрепить имеющиеся дамбы и плотины, построить новые. Наконец, наказать виновных в халатности.
После стихийных бедствий Москва, как правило, требует представить программы предотвращения новых. В частности, в 2010 г. правительство поручило администрации края создать до 1 марта 2011 г. региональную программу предупреждения наводнений и переселения жителей из зон возможного подтопления до 2018 г. Росводресурсам, МЧС и краевой администрации поручили обследовать водные объекты и гидротехнические сооружения в регионе и определить зоны вероятного наводнения. В феврале 2010 г. Неберджаевское водохранилище, расположенное выше Крымска, проверяла комиссия Ростехнадзора. Выводы проверяющих нам неизвестны, но сейчас специалисты говорят, что устаревшая инфраструктура, в частности система водосброса, давно не ремонтировалась.
Не последовало и должной правовой оценки действий должностных лиц. После наводнений 2002 г. прокуратура возбудила два уголовных дела – против мэра Новороссийска Валерия Прохоренко и заместителя руководителя Карачаево-Черкесского... гидрометеоцентра Галины Йенсен-Данильчук.
Мэра приговорили к трем с половиной годам условно за халатность, остальные чиновники городской администрации выступили свидетелями по делу. Метеоролога суд оправдал.
Можно сказать, что пожары на востоке России и наводнения на юге отражают одно явление – деградацию институтов по обеспечению общественных благ. Катастрофа на Кубани показывает такое же отсутствие власти в деле защиты населения от стихийных бедствий, как и в деле защиты населения от бандитов. Станицу Кущевскую отдали в ведение банды Цапков, город Крымск – во власть стихии. Количество жертв на Кубани и горящие леса в Сибири – следствие вопиющей некомпетентности и безответственности властей. Люди не были эвакуированы и практически не были предупреждены об угрозе. Видимо, необходимые по закону мероприятия по гражданской обороне были проведены только на бумаге. В Крымске существовали комиссия по ЧС и эвакуационная комиссия, предусматривались учения и т. д. Но в момент угрозы, утверждают «Известия», выяснилось: в 57-тысячном городе работали всего три слабые сирены, установленные еще в советское время. В Сибири и на Дальнем Востоке горят леса: аэропорты Красноярска, Томска не принимают самолеты из-за задымления. Экологи бьют тревогу: местные подразделения МЧС занижают численность пожаров, сообщают о них с опозданием. Региональные власти, которым передали контроль за лесами, не могут справиться с огнем из-за недостатка ресурсов или стимулов к сохранению лесного фонда.