Василий Кудинов: Самая дорогая путевка в Турцию
Сбербанк договорился о покупке турецкого Denizbank. Не самый крупный банк в не самой богатой стране Европы. И за него Герман Греф с командой выкладывают рекордные $3,5 млрд. Это в 7 раз больше, чем Сбербанк в консорциуме с Magna собирался заплатить General Motors за контрольный пакет Opel в 2009 г. Но сделка во многом похожая – выбран хороший актив от собственника, вынужденного расставаться с ним ради решения собственных проблем.
Однако Deniz в отличие от Opel Сбербанк покупает для себя. А потому лучше знает его цену. Тем более что этому предшествовало приобретение австрийского VBI, работающего в восьми странах Восточной Европы, за те же 500 млн евро. Рассказывают, что на месте VBI мог оказаться Dresdner Bank или Raiffeisen International, – уж больно выигрышной была позиция Сбербанка, когда в разгар кризиса он заявил о готовности к приобретениям на рынке, где были лишь одни продавцы. С тех пор в каждой планируемой сделке мерещилась тень Сбербанка. В том числе и в Турции. Именно здесь ему пришлось потягаться с весьма именитыми конкурентами, среди которых один из ведущих банков мира – HSBC и крупнейший банк Персидского залива Qatar National Bank. Как именно Сбербанку удалось склонить выбор в свою пользу, не раскрывается. Но хронология событий выглядит следующим образом: в октябре прошлого года становится известно об интересе Сбербанка к Denizbank, а уже в декабре Греф заявляет об отказе от претензий на банк. В мае Сбербанк возвращается к переговорам, затем получает на них эксклюзивное право и вскоре выходит на сделку.
Как знать, может быть, именно эта пауза помогла Сбербанку не повторить историю с Opel или участь Алексея Мордашова, соперничавшего с Mittal Steel за Arcelor, а в итоге способствовавшего тому, что менеджмент компании благодаря соглашению с «Северсталью» выбил из Mittal Steel лучшие условия сделки.
Но до победы Сбербанку еще далеко. И не только потому, что сделка не закрыта. Подавляющее большинство российских банков после продажи иностранным (и не только) стратегам существенно сбавляли обороты, а разговоры о перенастройке платформы для дальнейшего тиражирования оставались лишь словами. В любом случае покупка Deniz будет самой дорогой путевкой в Турцию из когда-либо купленных россиянами.