Денис Камышев: Не упустить шанс победить коррупцию
Описанные в первой части статьи меры («Дорожная карта» по борьбе с коррупцией, «Ведомости» от 4.06.2012) применимы и для борьбы со случаями коррупции в госкорпорациях. Предлагаемые ниже меры направлены на повышение зрелости корпоративного управления во всех компаниях.
1. Уже предпринятые инициативы по исключению представителей государства из советов директоров необходимо распространить на все компании с госучастием и все уровни чиновников. Формирование корпуса профессиональных независимых директоров должно стать приоритетной целью ближайших лет. Привлечение для этого максимального количества международных специалистов даст позитивный сигнал мировому инвестиционному сообществу и восполнит нехватку специалистов на начальном этапе.
2. Необходимо мотивировать компании на предотвращение коррупционных действий своих сотрудников. Если компания любой формы собственности, действующая в России, не может доказать, что предприняла разумные действия для предотвращения коррупционного действия, то на нее можно налагать, например, оборотный штраф.
3. Внутренний аудит является в мире самым эффективным механизмом контроля над менеджментом компаний со стороны советов директоров и акционеров, что подтвердила и российская практика в частном секторе. Ее необходимо распространить на все публичные компании (как с государственным участием, так и без него). Для успешного внедрения этого механизма важно законодательно закрепить его полномочия и независимость от менеджмента.
4. Политика повышения прозрачности при госзакупках уже реализуется, но ее стоит расширить: обеспечить раскрытие информации о всех закупках компаний, контролируемых государством, на едином сайте; определить ответственность должностных лиц компаний за нарушения; дать право общественным организациям и СРО оспаривать результаты закупок; сформировать список стандартных схем обхода процедур закупок по ФЗ-94 и ФЗ-223.
Бытовая коррупция
Существенная часть бытовой коррупции является скрытой формой коммерциализации условно бесплатных государственных услуг (например, дополнительное вознаграждение в медицинских учреждениях). Системным механизмом борьбы с данным видом коррупции всегда являлась коммерциализация отношений с сохранением льгот для экономически незащищенного населения. Платное образование и лечение убирают из данной сферы существенную долю коррупции. Сложно представить, что эти инициативы найдут поддержку в обществе и во власти. Поэтому коррупционная нагрузка будет, по-видимому, существовать в качестве своеобразных косвенных налогов и в медицинской, и в образовательной сфере.
Что касается правоохранительных и судебных органов, то радикальное снижение коррупции в этих сферах является настолько фундаментальной задачей, что, если она не будет решена в течение ближайших лет, это создаст системные риски для государства и общества в нашей стране.
Механизмы борьбы с бытовой коррупцией существенно отличаются от вида к виду. К общим мерам можно отнести изучение, систематизацию и анализ коррупционных практик и стандартизированных способов их устранения в каждой сфере, создание образовательных и информационных ресурсов, формирующих культуру нетерпимости к коррупции, создание интерактивной системы оценки населением качества оказания государственных услуг (работа муниципалитетов, вузов, больниц) и т. д.
Следим сами
Являясь одним из самых эффективных механизмов борьбы с коррупцией всех видов, система общественного контроля наименее затратна для налогоплательщика. Уже принят закон о партиях, повышающий конкуренцию на политическом поле. Приватизация региональных СМИ, развитие общественного телевидения, содействие развитию порталов антикоррупционной направленности через государственные гранты должны стать задачами государства на ближайшие годы.
Перезапуск системы общественных советов при министерствах и ведомствах должен дать возможность гражданскому обществу созидательно участвовать в улучшении государственной власти. Крайности в виде абсолютной поддержки или абсолютного неприятия их работы не дадут никакого результата. Поэтому критически важно сейчас инициировать осмысленную «перезагрузку» системы общественных советов – третьего шанса может не быть.
Необходимым условием существования эффективного общественного контроля является информационная прозрачность органов власти. Электронное правительство должно стать органичной частью инициатив по усилению гражданских институтов, вводя механизмы интерактивности, систему мониторинга и оценки уровня коррупции в государственных органах с учетом мнения граждан, электронные способы обработки обращений граждан.
Одним из основных факторов успеха государственной программы борьбы с коррупцией является жесткая взаимосвязанность и одновременность реализации рассматриваемых выше мер. Конечно, с развитой коррупционной системой бороться сложно: как правило, необходимо корректировать экономическую модель и законодательство, что может быть политически и социально болезненно. С другой стороны, если многие страны до нас смогли решить эту проблему, то и у нас есть все шансы. Главное – их не упустить.
Первая часть статьи (о политике по борьбе с системной коррупцией) опубликована вчера.