Екатерина Деготь: Новая нянечка чисто метет
Как бороться с государством на местахНам выдали министров. Пока что – будем надеяться, мы сможем это переломить, – политическая система в России предполагает, что государство – это начальник. Нам сделали воспитательную меру. Были элементы недовольства в старшей группе? Хорошо, отодвинем в сторону злого физрука. Среди родителей популярен некий спонсор? Ладно, мы согласны взять его доверенное лицо на зарплату. Средняя группа плохо кушала? Новый воспитатель, из Сибири, применит сибирские средства воздействия. А эта группка вечно капризничающих, которая не спала в тихий час, массово гуляла, бесплатно раздавала продукты, а также играла в «живой микрофон» и неподконтрольно размахивала ленточками? Тут нужен новый учитель пения. Уж вы у него запоете.
Что делать? Не делая громких заявлений о прекращении сотрудничества с государством, отдать все силы альтернативным формам
По министерским назначениям хорошо видно, где решено чуть-чуть уступить, а где наказать. Платное образование заботит общество? Держите министра, который публично заявляет, что число бюджетников в вузах нужно сократить вдвое и коммерциализировать образование еще больше. Вас беспокоит национализм, расизм, ксенофобия, ползучая сталинизация? Вот вам министр культуры, который считает Сталина эффективным менеджером, зарубежных критиков России – агентами ФБР, разоблачает русофобию и называет фильмы Никиты Михалкова «идеологически значимым и исключительно нужным стране, правильным кино».
Классовая борьба, как нас учили, обостряется. Если кто-то думал (а многие думали), что культура является респектабельным и безопасным полем промоушена «западных ценностей», будь то дорогие художественные объекты, высокодуховное или, наоборот, развлекательное (и то и другое означает внеполитическое) кино или литература, то пусть оставит надежды. Начинается новая борьба за права модернизма, то есть мыслящей критической культуры. «Западные» ценности не просто значат «капиталистические», то есть вполне приемлемые для власти, они неизбежно означают «модернистские», то есть включают в себя критический момент, а это, похоже, власти покажется неприемлемым. Культура превращается в ежедневное поле битвы. Все более агрессивные нападки православной церкви, находящей себе сторонников из числа темных граждан на местах и таких же темных, но во власти, все более опасные гомофобские законы и прочие инструменты управления при помощи нетерпимости – сейчас, не будем строить иллюзий, создается настоящий реакционный фронт против современной культуры.
Что делать? Не делая громких заявлений о прекращении сотрудничества с государством (государство – это еще и школы), отдать все силы альтернативным формам. В момент разгона старого НТВ мой приятель шутил, что теперь будет читать новости через домофоны в каждом подъезде; практика «открытого университета» на недавних собраниях Оккупай в Москве показала, что такой «поход в народ» совсем не абсурден, очень эффективен и даже очень приятен.
Мы, даже те из нас, кто вынужденным образом работает в государственных структурах, просто должны перестать считать большие государственные проекты престижными. Журналисты должны перестать отдавать им первые полосы, им следует настаивать на освещении самоорганизованных инициатив в первую очередь. Художники и писатели должны привилегировать маленькие издательства, независимые проекты, безбюджетные выставки и музыкальные инициативы, организованные на собранные в интернете средства. Будем использовать государство только как источник своих личных средств к существованию, но пусть наш ум и сердце будут в другом месте. Если это будет означать квартирные выставки и концерты на пустырях – пусть будет так. Если мы найдем поддержку на уровне городского района (мы не зря голосовали в декабре!) – прекрасно. Если это будет означать использование западных фондов или российских частных денег – мы должны делать это сознательно, выбирая союзников и соратников, и защищать свой выбор, тем самым политизируя тех, кто нас поддерживает. Выбор негосударственного пути развития культуры и общества должен стать нашей стратегией.
Автор – шеф-редактор раздела «Искусство» интернет-портала www.openspace.ru