От редакции: От символа к действию
Русская православная церковь продолжает пользоваться высоким доверием в обществе, несмотря на недавние медиаскандалы. Отношение к ней противоречивое, но не очень значимое – не все даже знают патриарха по имени. Проблема в том, что общество доверяет церкви как культурному, символическому институту, а ждет от нее реальных действий в сфере этики и нравственности. И эти ожидания пока не сбываются.
Весенние события – акция группы Pussy Riot и последующий арест участниц, судебная тяжба вокруг квартиры патриарха Кирилла, история с его дорогими часами, существование которых долгое время отрицалось, всероссийское молитвенное стояние «в защиту православной веры» – не прошли мимо внимания социологов. В опросах «Левада-центра», например, примерно пятая часть респондентов (половина от тех, кто слышал об акции) считала адекватным наказанием для Pussy Riot семь лет лишения свободы. При этом относительное большинство объясняло медиаскандалы с иерархами вовлеченностью церкви в политику и обслуживанием интересов действующей власти (25%), расхождениями между проповедью благочестия и реальным образом жизни иерархов, их стремлением к роскоши и власти (16%). Лишь 13% были уверены, что скандалы – следствие стремления противников русского национального возрождения унизить церковь и ослабить союз власти, церкви и народа. Большинство признавало, что в их жизни религия не играет важной роли (63%) и что церковь не должна оказывать влияния на государственные решения (65%).
По данным фонда «Общественное мнение», 68% относят себя к православным, но из них строго соблюдают религиозные предписания лишь 5%, соблюдают «по возможности» – 44%, не соблюдают – 18%. Доверяют церкви 64% опрошенных, патриарху Кириллу – 56% (кстати, среди православных примерно такая же разница: соответственно 79 и 69%). Положительную роль РПЦ в жизни страны отмечают 73%. Респондентам задали вопрос, должна ли церковь быть богатой. Согласились с этим 23%, не согласились – 39% (столько же затруднились ответить). Те, кто за богатство, в основном считают, что деньги нужны для помощи бедным, содержания храмов и священников. Те, кто против, считают главным богатством веру, а деньги – искушением, которое превращает церковь в бизнес.
Доклад ЦСР «Общество и власть в условиях политического кризиса» (см. статьи на стр. 01 и 04) также затрагивает вопросы отношения общества к церкви. Социологическое исследование ЦСР показало, что церковь пользуется широким доверием со стороны всех групп населения – независимо от того, верующие они или нет. Это доверие автономно от восприятия личности иерархов и отражает исключительную роль РПЦ как одного из наиболее значимых институтов общества. Подавляющее большинство опрошенных считает, что церковь должна быть вне политики и заниматься преимущественно укреплением нравственных основ общества. В обществе (причем светском) есть большой запрос на церковь как источник институциональных социальных норм.
Наверное, можно видеть в этом общий запрос на социальные институты. С другой стороны, сложно сравнивать церковь с другими институтами, в сознании граждан она обладает некими специфическими чертами – полномочиями на работу с сакральным. Александр Агаджанян из центра изучения религий РГГУ отмечал в одной из своих статей, что после распада СССР идейная религиозность в России быстро выросла, а вот практическая осталась одной из самых низких в мире. Получилась «вера без участия», уважение к институту без участия в его работе.
Уважаемым институтом РПЦ считает и власть: в 90-е поддержка местной епархии была важна для губернатора, противопоставляющего себя центру, в 2000-е легитимизирующая роль церкви стала востребована на федеральном уровне. Для отдельного гражданина причисление себя к православным – тоже символическая легитимизация, идентификация культурная и этническая.
Эта символическая роль была воспринята иерархией как достаточная, однако последние скандалы и последние опросы говорят о том, что граждане хотят большего.