О производительности, счастье сотрудников и национальной идее
Как повысить производительность труда, когда, казалось бы, все резервы уже исчерпаны? Как сделать так, чтобы для сотрудников работа была праздником, а труд приносил удовлетворение? На мой взгляд, ответ на эти вечные вопросы сегодня нужно искать вовсе не в плоскости организации труда. Да и любимые всеми мотивационные программы здесь ни при чем. Убеждена: ответ на эти вопросы будет найден, если в стране появится национальная идея или общее дело.
За двадцать лет, прошедшие с момента распада Советского Союза, мы привыкли к благам и возможностям, которые дает глобализация и рыночная экономика — беспрепятственному перемещению по миру, обилию товаров и услуг, доступности информации, свободе слова, действия, вероисповедания. При этом все эти годы мы вели себя как дети — мы забыли, что несем ответственность за свою страну и за людей, которые в ней живут.
На фоне выборов в Государственную думу и президентской кампании стало понятно, что в обществе растет пассионарность, люди начали заявлять о своих интересах и требованиях. Мы созрели для того, чтобы подумать: для чего мы все здесь собрались и что хотим делать вместе. К чему мы стремимся, в каком обществе хотим жить, какую страну хотим оставить потомкам — эти вопросы волнуют сегодня многих людей. И это свидетельствует о том, что стране нужна четко сформулированная национальная идея.
Последние годы показали, что идея тотального обогащения, бездумного удовлетворения потребностей нам не подошла — для нашего человека она мелковата. Русскому человеку нужна сверхзадача, которая больше, чем он сам. Нужна ясная и правдивая цель, которая выше денег.
Между тем национальная идея — это энергия, которая даст людям желание работать на благо ее реализации, даст единство, которое мы за последние годы потеряли. Она создаст нормы, ценности и правила, которые мы за последние годы утратили.
Наличие национальной идеи внесет целесообразность во все сферы нашей жизни. Деятельность предприятий, как больших, так и малых, станет более осознанной: руководители получат новую точку опоры, от которой смогут оттолкнуться в определении стратегии и миссии своего бизнеса.
Национальная идея изменит отношение людей к труду и мотивацию, она с неизбежностью поставит перед каждым человеком вопросы: кто он, что он делает и, самое главное, зачем. Каково его предназначение, какой вклад лично он вносит в успех своего предприятия и что этот успех значит в масштабах всей страны. Национальная идея вернет в нашу жизнь чувство сопричастности, ощущение единения и счастья, которое появляется у людей, когда они делают общее дело.
На этом фоне кардинально образом меняется роль руководителей кадровых служб. Они становятся проводниками новой идеологии, помогая людям в ее осознании и выполнении задуманного.
Реализация сотрудниками миссии компании в контексте национальной идеи — это вопрос содержательного общения и совместного действия. Каждый HR должен выйти из своего кабинета на промплощадку, в шахту, в магазин и в любое другое место, где работают его сотрудники. Он должен стать инициатором проектов улучшений, вместе с другими руководителями приняв на себя ответственность за организацию и ее людей.
Акцент в работе директора по персоналу уже сейчас смещается с документально-бумажных вопросов в сторону максимального общения с людьми, совместного планирования, совместных мероприятий и проектов. Далее границы между службой управления персоналом и самим персоналом и вовсе будут размыты. Это будут просто единомышленники, которые делают общее дело — вместе строят благополучную и комфортную жизнь, содержательную для каждого жителя нашей страны.