Герман Греф: Я не удовлетворен качеством городской жизни

Я не урбанист и не архитектор, но всю свою жизнь живу в городах, много путешествую по миру и имею возможность сравнивать. Меня не может не тревожить состояние российских городов. Как горожанин я не удовлетворен качеством городской среды и, следовательно, качеством жизни. Как бизнес-путешественника меня не устраивает уровень развития инфраструктуры. Как руководитель крупнейшего банка страны я не вижу в наших городах достаточное количество инвестиционных проектов для кредитования.

Сегодня неудовлетворительное состояние российских городов препятствует модернизации российской экономики, но они могут стать и перспективной точкой роста. Именно поэтому развитие городов необходимо сделать национальным приоритетом.

Мы слишком верим в свой особый путь развития и не хотим обращаться к чужому опыту. Но наши проблемы не уникальны. Я предлагаю посмотреть на состояние российских городов через 12 важных терминов современной урбанистики. Это не столько словарь, сколько направления работы по совершенствованию городской среды в России.

Урбанизация

В 2009 г. мир перешел важный рубеж – число горожан превысило количество сельских жителей. По прогнозам ООН, к 2050 г. население городов составит 6,3 млрд человек. Такие темпы урбанизации в первую очередь обеспечивают страны Азии, Африки и Латинской Америки. Именно там в ближайшие десятилетия будут появляться новые глобальные города.

Россия пережила период бурной урбанизации еще в прошлом веке, настало время благоустройства городов. Иначе уже через несколько лет наши города будут проигрывать в конкуренции не только ведущим мегаполисам Европы и США, но и растущим городам Бразилии, Индии, Китая. Сегодня три четверти россиян живут в городах, и инвестиции в улучшение городской среды станут вложениями в повышение качества жизни большей части населения страны.

Метрополизация

XXI век станет эпохой больших городов, метрополий и агломераций. Если 30 лет назад только Нью-Йорк, Токио и Мехико считались мировыми мегагородами, то сегодня глобальных метрополий уже 21, а по прогнозам ООН, к 2025 г. их будет около 30. Главной проблемой для таких образований становится синхронизация стратегий развития и территориального планирования города и пригорода.

В этом отношении расширение Москвы – абсолютно верное решение. В результате раскоординированности развития столицы и области мы вплотную подошли к коллапсу: московские окраины и ближайшие пригороды застроены десятками миллионов метров нового жилья в условиях невозможности принципиального расширения дорожной сети на фоне роста автомобилизации, что усугубляется продолжающейся концентрацией деловых функций в крошечном центре города.

Большинство метрополий находят способ справиться с этим вызовом, не прибегая к расширению административных границ, просто согласовывая планы развития города и соседних территорий. Но в российском законодательстве нет таких инструментов. Поэтому пришлось принимать инновационные решения, чтобы разгрузить центр Москвы, вывести на новые территории часть управленческих и деловых функций.

Убывающие города

Одновременно с ростом крупных городов в развитых странах мира демографически и экономически убывают малые и средние города, особенно завязанные на промышленные предприятия. Для пространства России эта тенденция тем более актуальна в связи с распадом СССР и разрушением прежней экономической модели. Даже такой крупный региональный центр, как Мурманск, за последние годы потерял 30% своего населения. Надо найти ответ на вопрос, какие институты, идеи и ресурсы могут дать толчок переходу к новому этапу развития.

Деиндустриализация

Проблема упадка и устаревания части производств актуальна для крупных городов. В эпоху инноваций и сервисов производство выносится за территорию города, а внутри городских границ остается заброшенное наследие индустриальной эпохи.

В развитых странах деиндустриализация практически завершилась, а в России только начинается. Даже сегодня в Москве порядка 20% территории города занимают бывшие советские заводы. Некоторые из них необходимо просто снести, а некоторые, имеющие историческую ценность, можно и нужно развивать как креативные кластеры.

Направление реновации зависит от города и особенностей его территории. Например, Барселона при подготовке к Олимпиаде превратила старый ржавый порт в лучший в Европе городской пляж. А Лондон построил на месте промзоны самый успешный в мире финансовый центр.

От города 1.0 к городу 3.0

Наши города по своему качеству и своей идеологии отстают от лучших образцов уже на два поколения. Мы еще не перешли от промышленного города к городу для человека. При этом ведущие города мира уже развиваются в идеологии городов 3.0 – городов сетей, которые ориентируют свой стратегический маркетинг на определенные целевые аудитории, будь то банкиры, дизайнеры или инноваторы. Чтобы сократить это отставание, нам придется инвестировать в опережающее развитие.

Разумный рост

Как бы ни росли размеры и население городов, важно постоянно работать над сохранением и увеличением комфортности и качества городской среды. Для этого в каждом квартале должен быть найден баланс жилой и коммерческой застройки, инфраструктуры и общественных пространств, чтобы человек мог максимум своих потребностей удовлетворять в пешеходной доступности. К сожалению, у российских девелоперов принято скорее максимально зарабатывать на каждом квадратном метре строящегося здания, не задумываясь о качестве городской среды.

Общественные пространства

Ключевой элемент инфраструктуры современного города – общественные пространства, парки, бульвары и площади. Именно они дают возможность для формирования сообществ, творческих обменов и коммуникаций, столь важных для инноваторов, креативного класса. С советской эпохой ушла концепция использования общественных пространств для политических парадов и демонстраций, а новой их функции не появилось. В результате в парках и дворах стали появляться точечные объекты коммерческой недвижимости. И только сейчас мы начинаем задумываться о важности общественных пространств для облика города и качества жизни в нем.

Брендинг городов

С ростом глобальной конкуренции между мегаполисами города стали так же, как и компании, нуждаться в маркетинге и брендинге. К сожалению, сегодня в России нет ни одного городского бренда. Потому что, прежде чем создать бренд, надо сформулировать, какой продукт и услугу для каких аудиторий мы продаем. В большинстве городов России на эти вопросы нет четкого ответа. Маркетинг и брендинг – важнейшая задача городских и региональных властей. Они должны сформировать индивидуальное лицо города, найти уникальные черты в его истории, настоящем и будущем.

Экономика событий

Локальные и международные события – от спортивных соревнований до выставок и праздников – стимулируют городскую экономику, привлекают туристов, работают на формирование бренда. В России потенциал событийной и конгрессно-выставочной экономики пока не вполне оценен и реализован. Даже организуя такие мероприятия, как Олимпийские игры, мы оплачиваем все расходы из госбюджета, вместо того чтобы наладить работу с инвесторами и улучшить инвестиционный климат. Мы просим жителей Сочи 5–6 лет потерпеть, пока не закончится строительство специальных гостевых зон, вместо того чтобы задуматься, какое наследие оставят им Игры. России только предстоит научиться считать экономику событий и воспринимать их как реальный инструмент развития городов.

Аэротрополис

Для современного города аэропорт имеет ключевое значение. Стягивая все большее количество процессов, он разрастается и превращается в город в городе, так называемый аэротрополис.

Первое впечатление от места – всегда самое важное. Автор сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю писал, что у каждого мэра и губернатора есть главная дорога в жизни – дорога из аэропорта в город. Российская реальность пока этому не соответствует. От некоторых иностранцев я слышал истории о том, как, приехав в «Шереметьево» и пройдя границу, они покупали билет и улетали обратно, потому что у них не было никакого желания оставаться в этой стране. В России ужасные процедуры пограничного и таможенного контроля, недружественная система управления всей инфраструктурой аэропортов, слабая связанность аэропортов с городскими центрами. Мы до сих пор живем в условиях недостаточно развитой региональной сети авиасообщения, а современные аэропорты в регионах строятся только к большим праздникам. Невозможно говорить о развитии глобальных городов с такого качества «воздушными воротами».

Стратегия

Изменить ситуацию в российских городах возможно только при наличии грамотной системы стратегического планирования. Качество городских стратегий и мастер-планов имеет критическое значение для любого города мира. Поэтому к их разработке в развитых странах принято привлекать на конкурсной основе лучшие международные силы, не полагаясь на компетенции национальных градостроителей. До недавнего времени российские города предпочитали идти своим особым путем. Но надо смотреть правде в глаза: сегодня у нас нет достаточного количество высококлассных урбанистов, надо воспитывать новое поколение, интегрированное в международное сообщество.

Корпорация развития городской среды

Стоящие перед городами России задачи невозможно реализовать исключительно усилиями чиновников или государственного бюджета. Во всем мире преобразованием городской среды управляют корпорации городского развития. Они объединяют интересы государства и частных инвесторов, обеспечивают административную и инфраструктурную поддержку реализуемым проектам, организуют финансирование. А главное – их деятельность абсолютно прозрачна и подотчетна горожанам. Ведь главные инвесторы в любом мегаполисе – это его жители.

Статья продолжает цикл Gorod Project, посвященный развитию городов. Цикл реализуется совместно с Moscow Urban Forum.