Максим Солюс: Везде будет Казань
«Очевидно, в 1990-е гг., когда мы боролись с организованной преступностью, у сотрудников органов внутренних дел появилось чувство вседозволенности». Рустам Минниханов, президент ТатарстанаВ Казани начальство провело совещание, на котором президент Татарстана сказал эту фразу. Совещание понадобилось после того, как 9 марта местного жителя Сергея Назарова запытали до смерти в казанском ОВД «Дальний» (изнасиловали бутылкой) и скрыть это почему-то не удалось. После этого общественность – родственники Назарова и других, кого пытали и убили, – проявила себя: прошел митинг у местного здания МВД (с надувными шариками в виде бутылок), в город прислали инспекцию из центра – в общем, начался скандал. Оперов, пытавших Назарова, пришлось арестовать.
И вот совещание. Заместитель генпрокурора Сергей Зайцев отчитался, что он и члены инспекторской комиссии приняли 417 человек, 65 из них заявили о насилии над ними полицейских; Генпрокуратура поставила вопрос о возбуждении 22 уголовных дел. «Целью нашей проверки было желание разобраться, выяснить, почему все это стало возможным», – сказал замгенпрокурора.
И президент Минниханов ему ответил почему: в лихие 1990-е, когда милиция сражалась с организованной преступностью, появилось «чувство вседозволенности»; еще он пообещал «переосмыслить <...> состояние дел», «усилить дисциплину» и т. д. Одним словом, все поправимо.
Как в Казани в действительности обстоят дела, можно почитать, например, в расследовании «Русского репортера»: «Заявление о преступлении, попавшее в отдел, вело лишь к поиску подходящей жертвы. Оперативная работа сводилась к пыткам, а следственное управление, прокуратура и суды все это сознательно покрывали» (http://rusrep.ru/article/2012/03/20/dalniy_otdel/).
Но нельзя же обижать честных людей! Конечно, есть в милиции вредители (говорят, их даже большинство), есть убийцы, но нельзя же всех под одну гребенку – есть и люди, честно исполняющие свой долг. А в каких условиях его приходится исполнять, мы все знаем: денег нет, государству на тебя наплевать, наверху коррупция, по закону нормально никого не посадишь (а еще жена ушла к банкиру – не вынесла ментовской жизни, и вообще все плохо; про это кино все время показывают). Вот и срываются люди – начинают насиловать злодеев бутылками, тыкать ножницами, пытать током и т. д. Зарождается чувство вседозволенности.
Эту песню «Какая страна – такая и армия/милиция» на разные лады повторяют разные начальники, включая Владимира Путина. Те самые начальники, которые как раз и отвечают за состояние армии, милиции и страны. И пока они ее повторяют, ничего там не изменится. Везде будет Казань.