Кирилл Харатьян: Меньшинство Путина
На прошедших вчера, с позволения сказать, выборах наблюдалась любопытная и даже острая борьба. Но боролись вовсе не кандидаты между собой – потому что какая же может быть предвыборная борьба без взаимного обливания помоями, без эксгумации неприглядного прошлого, без рассматривания содержимого карманов друг друга? – а этого ну совсем не было. (Хромая аналогия: футбольный матч, в котором команды возят каждая свой мяч у себя на половине поля, а чемпионом объявляется команда, вообще отсутствующая на чемпионате.)
Боролись же российские граждане против очевидного и бесспорного победителя – Владимира Путина. А вот победили или нет, пока непонятно.
Позволю себе несколько тривиальных высказываний. Гражданам России, не всем, но наиболее деятельным, тем самым единицам процентов, которые, собственно, и двигают страну, куда бы она ни двигалась, не нравится не сама по себе власть, а узурпация ею, причем безапелляционная, права на принятие решений.
Было бы еще понятно, если бы таким образом воплощалась воля большинства – демократия, что тут поделать. Но решения, в том числе самые важные, принимаются мизерным меньшинством, а символ этого меньшинства – Владимир Путин.
И если прежний порядок сохранится после выборов – значит, бесспорный победитель выборов их проиграл.
Если очевидное неприятие прежнего порядка вызовет адекватную реакцию Владимира Путина, причем, как мне кажется, достаточно будет буквально символических жестов, – национальный, гхм, лидер перестанет выглядеть таким уже прямо узурпатором.
Но есть и третий вариант, который околовластные люди называют самым вероятным: прежний порядок будет признан слишком либеральным – еще чего! будут тут всякие ставить под сомнение важные решения! – и ужесточен. Участники протестных акций утешают сами себя: если победитель Путин начнет закручивать гайки, у него не получится красиво тусоваться с мировыми лидерами. Блажен, кто верует: ради сохранения власти можно на время и отказаться от тусовок, выдвинуть туда младшего партнера, ничем не запятнанного; потом, глядишь, привыкнут, Россия же такая большая и важная: нефть, газ и ядерный щит...