Андрей Шаронов: Как раскрыть преимущества Москвы
Мы убеждены, что Москва имеет серьезные шансы в экспорте интеллектуальных услуг. Порядка 7–8 московских вузов имеют реальную возможность нарастить соответствующий потенциал. Первые шаги в этом направлении – бизнес-школа «Сколково» и формирующийся совместно с Массачусетским технологическим институтом естественнонаучный университет, который изначально создается с ориентацией на экспорт качественных образовательных услуг. Кроме того, впервые в трехлетнем бюджете города на 2012–2014 гг. расходы на развитие образования и здравоохранения являются ярко выраженным приоритетом и опережают большинство других программ. Акцент – на повышение квалификации работников и закупку современного оборудования.
Для большинства современных мегаполисов характерно следование общим тенденциям в развитии, что становится особенно заметно на фоне стремления города иметь статус мирового глобального центра. Это обусловлено необходимостью удовлетворения запросов тех, за кого идет наиболее острая конкуренция, – инвесторов, квалифицированных специалистов, творческих и предприимчивых людей.
Исторически сложившиеся условия и предпосылки давно предопределили движение Москвы в направлении глобального города. Увы, количество совершенных на этом пути ошибок привело к тому, что на сегодняшний день в гонке мегаполисов мы заметно отстаем. И здесь нельзя не констатировать ряд сложившихся за последние десятилетия проблем. Условно разделим их на градостроительные ошибки и экономические диспропорции.
На фоне общемирового тренда децентрализации городского пространства и перехода к мегаполизации в Москве, напротив, закреплялась исторически сложившаяся централизованная радиально-кольцевая структура. Плотность городского населения, расценивающаяся мировыми урбанистами не как минус, а как конкурентное преимущество города (там, где миллионы потребителей товаров и услуг живут вместе, масса возможностей), в силу градостроительных перекосов стала в Москве проблемой. В результате в пределах Третьего транспортного кольца – сотни тысяч метров офисов и жилья, минимум благоустроенных общественных пространств, запущенные парки и бульвары, пробки даже ночью. Напротив, на периферии – нехватка рабочих мест, магазинов первой необходимости и очагов культуры.
Возникли перекосы и в экономике – в структуре ВРП Москвы торговля и строительство занимают около 40%. А доля сектора финансовых услуг в разы ниже, чем в мировых финансовых центрах, на которые мы ориентируемся. Мала и доля промышленного производства. В 2011 г. 92% доходов бюджета города составили налоги, из которых около 90% – лишь два налога: на прибыль и НДФЛ. Это означает очень сильную зависимость способности города выполнять социальные обязательства от экономической конъюнктуры. Что и подтвердили трудности 2009 г., когда в результате кризиса объем доходов города упал почти на 22%. Более стабильные налоги, прежде всего на имущество и на землю, играют слишком маленькую роль.
В Москве из 6,2 млн работающих 2 млн не москвичи, и заняты они, как правило, на низкоквалифицированных работах с малой долей добавленной стоимости. Вряд ли это соответствует нашим целям.
Конкуренция с другими мегаполисами за инвестиции, за квалифицированных специалистов и туристические потоки велика. Чтобы стать более успешным игроком, Москве нужна новая модель экономического роста, новая структура ВРП и занятости.
О потенциале столицы говорит целый ряд экономических и социальных показателей. Москва формирует пятую часть ВВП России. Через нее проходит около 80% всех финансовых потоков страны, здесь размещается 9 из 10 офисов национальных и крупнейших транснациональных компаний. А московская биржа по ряду критериев входит в десятку крупнейших бирж в мире.
В столице действует четверть всех научно-исследовательских организаций, здесь, по разным оценкам, от 30 до 60% научного потенциала России и большая часть ведущих образовательных учреждений. Москва является четвертым городом в мире по количеству студентов и занимает одно из ведущих мест по количеству людей с высшим образованием.
В контексте движения к «интеллектуальному экспорту» необходимо рассматривать и планы развития Москвы как международного финансового центра. Их можно назвать «синтетическими», поскольку они подразумевают комплексную реализацию экономического и человеческого потенциала города.
В связи с этим считаю целесообразным сказать об основных приоритетах в работе правительства Москвы на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Первый из них, безусловно, безопасность. Не может быть привлекательным и комфортным город, в котором есть риски для жизни и работы, связанные с преступностью, дорожным движением, экологией, услугами здравоохранения и другими факторами. Эти вопросы необходимо решать в первую очередь.
Качество бизнес-климата и возможность развития частной инициативы. Сложно претендовать на статус глобального города, если предприимчивые люди не чувствуют свободы деятельности и, более того, видят риски потери бизнеса, административного давления и т. д. Важнейшая задача – в максимальной степени нивелировать эти опасности, снизив административные барьеры и в принципе участие государства (в нашем случае – города) в экономике, поддержав приток производительных сил и интеллектуального человеческого капитала, открыв им доступ к необходимой инфраструктуре и создав возможности для развития.
Становление Москвы как инновационного города. Несмотря на то что сегодня по международному рейтингу инновационных городов Москва в мире занимает 97-е место, в Европе – 57-е, нашей задачей является попадание в течение четырех лет в топ-50 мирового и в топ-20 европейского рейтинга. Для этого есть и предпосылки в виде научных школ, и реальные достижения – например, в сфере IT-решений для финансового сектора.
Преодоление транспортного коллапса. По понятным причинам невозможно за короткое время развить дорожную сеть таким образом, чтобы она абсорбировала растущее с каждым днем количество автомобилей. Поэтому перспективы решения данной проблемы лежат в плоскости развития общественного транспорта.
Развитие общественных пространств, городских парков и зеленых зон. Занимая треть территории столицы, многие из них находятся в неприглядном состоянии и не являются центрами притяжения. Это типичная для Москвы ситуация, когда существует потенциал, но нет понятного продукта. Привлечение молодых творческих сил для работы с этими пространствами сделает природные территории города не только современными, но и модными, что очень важно для придания им нового дыхания, как это произошло с Парком культуры и отдыха. Примерно такая же картина с туристическим потенциалом города: в столице находится значительное количество культурных ценностей мирового уровня, но отсутствует туристический продукт, а также привлекательный образ Москвы как туристического центра.
Решение проблемы промышленных зон, которых в столице не менее 7500 га. После вывода устаревших предприятий мы будем акцентировать внимание на развитии их как зон смешанного использования для решения в том числе инфраструктурных проблем, создания новых рекреационных пространств и мест приложения труда.
Заинтересованность в общественных инициативах. Мы отдаем себе отчет, что управлять 12-миллионным мегаполисом, не опираясь на сильное, умное и экономически состоятельное местное самоуправление, невозможно. Поэтому программа децентрализации и развития частной инициативы на местах, базирующейся на активных и деятельных людях, – один из важнейших приоритетов.
В силу всего вышесказанного я могу утверждать, что уже сегодня Москва – мировой город с большим потенциалом роста, богатый явными или не явными пока преимуществами, раскрыв которые столица России имеет все шансы для успешной конкуренции.
Автор – заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики