Джон Байерли: ВТО как последний аккорд
В четверг в Женеве Россия завершила переговоры о вступлении в ВТО. Остановитесь на минуту и перечитайте последнее предложение вместе со мной: переговоры России с ВТО завершены. Это поистине историческое событие, и потребовалось целых 18 лет, чтобы достичь его. На мой взгляд, это слишком долго, но подождем выхода докторских диссертаций и научных исследований, которые, без сомнения, уже пишутся, чтобы проанализировать все множество причин столь длительного процесса. А прямо сейчас я вспоминаю, как 18 лет назад, в 1993 г., я работал в Совете национальной безопасности Белого дома в администрации президента Клинтона – я был тогда директором по политике в отношении России. Я хорошо помню дискуссии между президентами Клинтоном и Ельциным, вице-президентом Гором и премьер-министром Черномырдиным, в ходе которых членство в ВТО было впервые поставлено как цель для России. И я вспоминаю многочасовые переговоры, в которых принимали участие все мы, ответственные тогда за воплощение этой цели в реальность - Строуб Тэлботт, Ларри Саммерс, Николас Бернс, посол России в США Владимир Лукин и многие другие. Поэтому сейчас я испытываю чувство личного удовлетворения, что на протяжении последних трех лет работы в качестве посла США я смог внести свой вклад в завершение начатого тогда дела.
Я принимал участие в совещании в Белом доме в июне 2010 г., когда президент Медведев находился с визитом в Соединенных Штатах. Именно там президент Обама вновь подтвердил, что США решительно поддерживают заявку России на вступление в ВТО. На пресс-конференции после этой встречи он отметил, что вступление России в ВТО было бы хорошо и для России, и для США, и для всего мира, и призвал наши команды переговорщиков ускорить работу. «Парни, - сказал он нам позже уже в частном порядке, - мы должны сделать это». Ему было непонятно, почему страна, столь масштабная и по размерам, и по своему значению, как Россия, находится вне ВТО. И он дал понять, что работа по урегулированию существующих российско-американских двусторонних разногласий в процессе присоединения РФ к ВТО была его приоритетом. (Что, разумеется, означало, что это был и наш приоритет). Вместе с президентом Медведевым они установили тогда срок для принятия российско-американского двустороннего соглашения - 30 сентября 2010 г., всего девять недель. Чтобы успеть к этому сроку, России нужно было подготовить и принять ряд важных законодательных актов за очень короткое время, и это также означало, что мы должны были найти решение традиционно непростых проблем экспорта американского мяса и птицы в Россию. Благодаря невероятному всплеску политической воли, а также многим часам напряженного труда экспертов с обеих сторон большая часть работы была выполнена в заданные сроки. В октябре, когда Ларри Саммерс, в то время главный экономический советник президента Обамы, вернулся в Москву для переговоров с Игорем Шуваловым и другими российскими официальными лицами, работа была уже практически завершена. Как и я, Ларри хорошо помнил те далекие переговоры 1993 г. - и верил, подобно мне, что давно уже подошло время завершить наш труд.
После этого было еще много других переговоров, слишком многочисленных и слишком долгих, чтобы рассказывать о них в блоге. Визит вице-президента Байдена в Москву в марте этого года и его переговоры с президентом Медведевым и премьер-министром Путиным были совершенно необходимы для достижения прогресса, как и работа наших ведущих торговых экспертов - Максима Медведкова и Криса Уилсона, которые лично обсуждали многие из наиболее важных деталей соглашения. Результатом всего этого стало объявление, сделанное в Женеве вчера, и официальное приглашение России к вступлению в ВТО, которое последует за ним в середине декабря. Как только Россия ратифицирует и подпишет соглашение, она перестанет оставаться единственной экономикой «Большой двадцатки», не состоящей в ВТО, и сможет полнее использовать возможности, открывающиеся ей в глобальной экономике. В каких бы городах России я ни бывал, везде я встречал людей, которые хотят устанавливать деловые связи и вести бизнес в рамках этой самой глобальной экономики. За прошлый год россияне совершили более 36 млн поездок за рубеж – возможно, многие из вас были в их числе, - а число россиян, получающих сегодня визы для поездки в США, больше, чем когда-либо прежде. Сейчас, когда Россия готова к вступлению в ВТО, ваша экономика и ваш народ получают возможность войти в мировую торговую систему в качестве полноправных участников. Впервые вы сможете извлечь для себя пользу из правил ВТО, в которых подчеркивается важность открытой, свободной, прозрачной и справедливой глобальной экономической конкуренции. Предсказуемые тарифные ставки и действенный механизм разрешения споров даст России и ее партнерам больше уверенности и поощрит развитие торговли, создающей новые возможности как для россиян, так и для американцев. И ваша экономика будет расти: согласно прогнозу российской Высшей школы экономики, открытие российских рынков услуг увеличит ВВП страны на 14%.
Итак – примите мои поздравления. Те связи и отношения, что установятся между нашими странами в результате этого соглашения, принесут не только непосредственную пользу американским и российским компаниям, рабочим и фермерам - они также станут значимым подтверждением того, что Россия и Соединенные Штаты движутся прежним путем наращивания партнерства и сотрудничества. Когда президенты Обама и Медведев встретятся в Гонолулу в субботу, я уверен, они отпразднуют это важное событие – достижение, ставшее возможным благодаря их личному участию и приверженности. Я уже не раз говорил, что экономика – это лучшая и наиболее устойчивая основа для укрепления отношений между нашими двумя странами, и наш общий успех по вступлению России в ВТО демонстрирует нам, что мы строим этот фундамент вместе.