Анфиса Воронина: Unilever покупает российское

Генеральный директор Unilever Пол Полман во время недавнего интервью «Ведомостям» был очень серьезен и улыбнулся за все время разговора лишь однажды – когда я задала ему вопрос о восхождении на Килиманджаро, которое он совершил в 2005 г.

На днях Unilever объявила, что договорилась купить 82% акций крупнейшего российского производителя косметики – концерна «Калина». Англо-голландский концерн согласился заплатить за российский 86%-ную премию к рыночным котировкам. Unilever платит 16,7 млрд руб., или две прогнозные выручки, или 11,7 прогнозной EBITDA 2011 г. За это она получает едва ли не лучшие в России производственные мощности, дистрибуцию, покрывающую едва ли не каждую российскую деревню (продукция «Калины», рассказывают, есть в магазинах даже самых отдаленных населенных пунктов, например, Республики Коми, Алтая и Новосибирской области), лидерство в сегменте средств по уходу за руками и второе место в сегменте средств по уходу за кожей лица – как раз там, где доля самой Unilever исчезающе мала.

В Unilever любят так называемые bolt on acquisitions («легко интегрируемые сделки») – приобретения, максимально соответствующие тому бизнесу, который уже есть у концерна, и совсем не любят рассматривать далекие от своих нынешних бизнесов сделки. С этой точки зрения «Калина» как раз из «любимых» для Unilever покупок.

Но в 2009 г. продажи «Калины» провалились на 15% до $321 млн, и, хотя в прошлом году они выросли на те же 15%, на уровень 2008 г. они, по расчетам аналитиков «Ренессанс капитала», вернутся только в 2012 г. Да и сами темпы роста будут замедляться, ждет «Ренкап»: с 15% в 2010 г. до 5% в 2015 г. Пока не ясно, чего в замедлении темпов будет больше – насыщения российского рынка или присоединения к глобальной, менее поворотливой компании. Но в пресс-релизе Unilever говорится, что если 10 лет назад на косметическую продукцию приходилось 20% выручки группы, то теперь за счет органического роста ее доля уже перевалила за 30%. И косметический бизнес – один из тех, благодаря которым Unilever рассчитывает удвоить выручку в ближайшие годы.

Уж не личное ли Килиманджаро для Полмана обойти на косметическом рынке лидера – Procter & Gamble, в которой он проработал больше 20 лет и был одним из кандидатов на пост гендиректора?