Право портить воздух для избранных
За последние недели и президент Дмитрий Медведев, и председатель правительства Владимир Путин неоднократно подчеркивали необходимость совершенствования работы государственных институтов и сохранения преемственности курса на решение наиболее острых проблем развития России. Важнейшим элементом реализации этих задач является, по крайней мере по нашему мнению, верность власти принятым ею же самой решениям и демонтаж гораздо менее обсуждаемого, но чрезвычайно эффективного российского института: практики двойных стандартов.
Нефтяным компаниям было дано три года на реализацию необходимых технологических решений. Однако «то, что не позволено быку, позволено Юпитеру». Если «Сургутнефтегаз» и «Татнефть» уже сегодня обеспечивают утилизацию ПНГ на уровне не ниже 95%, а «Лукойл» и ТНК-ВР стремительно приближаются к этому показателю за счет многомиллиардных инвестиций, то «национальные чемпионы» – «Роснефть» и «Газпромнефть» заявили Минэнерго о своей неготовности и требуют от правительства либо перенести сроки начала действия постановления, либо внести в него поправки с целью поблажек для Восточной Сибири и ЯНАО.
Проблема двойных стандартов, подрывающих основы добросовестной конкуренции в России, с особой остротой проявилась сейчас в сфере модернизации нефтедобывающего сектора. С наступлением 2012 г. должно вступить в силу постановление правительства РФ № 7 от 8 января 2009 г. «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках». В соответствии с этим документом на каждом лицензионном участке нефтедобывающие компании должны обеспечить утилизацию попутного нефтяного газа (ПНГ) на уровне 95% либо выплатить значительные штрафы за невыполнение этого требования.
Уровень утилизации ПНГ у «Роснефти» за последние пять лет существенно снизился: с 67 до 56%. Причина – в игнорировании экологических вопросов при реализации новых проектов. Так, при получении китайских кредитов на освоение группы Ванкорских месторождений не был учтен их высокий газовый фактор. А когда настала пора расплачиваться ванкорской нефтью за кредиты, было дано политическое добро игнорировать экологические показатели.
Очевидно, что, как и в случае с сентябрьским переносом сроков по переходу на стандарты «Евро-3» и «Евро-4» для моторных топлив и двигателей, правительство занимается экологическим демпингом в пользу «приближенных» госкомпаний. Одновременно власть наказывает рублем частный бизнес, вложивший миллиарды рублей в новые технологии и современное оборудование. В результате компании, проявившие себя в качестве «ответственных корпоративных граждан», оказываются поставленными в худшие конкурентные условия, а инвесторы в очередной раз получают противоречивый сигнал в отношении целесообразности вложений в модернизацию и экологизацию производственных мощностей.
О той же тенденции свидетельствует и июльское заявление премьер-министра Путина о том, что «внедрение новых экостандартов не должно обрушить бизнес в РФ», поскольку темпы внедрения новых экотребований должны коррелироваться с возможностями российских компаний. Но факты однозначно показывают, что частные компании, вынужденные честно конкурировать и на внутреннем, и на мировых рынках и поэтому строящие свое управление и стратегию развития в соответствии с международными экологическими стандартами, успешно достигают директивных показателей и использования ПНГ, и внедрения стандартов «Евро-4» и «Евро-5» для моторных топлив. Тогда как госкомпании, осознанно занимающиеся «экологическим демпингом», оказываются неспособными достичь этих же экологических показателей или целенаправленно их игнорируют. Можно также говорить о том, что лоббируемые госкомпаниями изменения в сроках введения новых экологических стандартов являются попытками скрыть ошибки в стратегическом корпоративном планировании или осознанную ставку на нечестную конкуренцию.
В действительности обрушить российский бизнес могут именно затяжки с переходом на современные экостандарты. Российский бизнес, в том числе нефтегазовый, давно стал глобальным. Никто в мире не будет допускать до участия в тендерах на новые лицензии компании, заведомо являющиеся «экологическими штрейкбрехерами». Аналогичным образом международные инвесторы не практикуют выдачу дешевых и длинных кредитов компаниям, занимающимся «экологическим демпингом». Расчет на то, что можно будет брать дешевые кредиты у банков Китая, пока еще менее озабоченных экологическими вопросами, оказывается сомнительным. Бесплатный сыр бывает, как известно, в достаточно специфических местах: пытаясь добиться от CNPC полной оплаты поставленной нефти, «Транснефть» готова была пойти на чрезвычайные меры вплоть до судебных разбирательств и досрочного погашения кредита Банка развития Китая в размере $10 млрд, выданного в обмен на льготные поставки. Урегулировать проблему пришлось на уровне руководителей правительств России и Китая в ходе октябрьского визита Путина в КНР.
Проблему утилизации попутного газа в России можно решить и за счет государственной поддержки, но поддержки совершенно иного свойства. Вместо того чтобы обеспечивать налоговыми льготами и другими привилегиями новые крайне рискованные шельфовые проекты в Арктике, целесообразно направить госресурсы на повышение эффективности уже существующих месторождений. Так, ключевой фактор, препятствующий решению проблемы использования ПНГ, – инфраструктурный. Это большое количество малых и средних объектов добычи попутного газа на территории России, их удаленность от трубопроводов для транспортировки сухого газа, линий электропередачи (для вырабатываемой с использованием ПНГ электроэнергии), железных или автомобильных дорог (для транспортировки жидких продуктов переработки ПНГ). Именно развитие той или иной вспомогательной инфраструктуры в зависимости от региональных особенностей должно взять на себя государство – например, через механизм государственно-частного партнерства. Разумна и такая мера, как перераспределение внутри каждой компании квот по объемам сжигания сверх установленной нормы между различными лицензионными участками, для того чтобы «не наказывать» компании за вновь вводимые скважины, поскольку на них трудно сразу обеспечить 95%-ный уровень использования попутного газа. Для отлаживания повсеместного и достоверного учета ПНГ целесообразно использовать экономические стимулы, включая введение отличной от нуля (как это принято сейчас) ставки налога на добычу полезных ископаемых для ПНГ.
Экологическая модернизация отечественной экономики необходима для обеспечения ее глобальной конкурентоспособности. Это, в свою очередь, требует честной конкуренции на основе международных стандартов между частными и государственными компаниями, а также современного стратегического корпоративного планирования с реальным учетом экологических требований. И у президента, и у председателя правительства есть прекрасная возможность подтвердить курс на стратегическое повышение конкурентоспособности России не предвыборными обещаниями, а делом: сохранив сегодня верность своему решению по утилизации попутного газа, принятому еще в 2009 г.