От редакции: Милитаризация вместо модернизации
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).
Бывший министр финансов и вице-премьер Алексей Кудрин, уволенный президентом за несогласие с президентской линией, не сдается и не отступает. Вчера на форуме «Цели развития тысячелетия в Восточной Европе и Центральной Азии» Кудрин сказал, что увеличение военных расходов в России создает угрозу для увеличения и поддержки программ в области здравоохранения и образования: «Это, собственно, предмет моего конфликта с нынешним президентом».
Вечером того же дня премьер Владимир Путин исключил Кудрина из состава военно-промышленной комиссии при правительстве и комиссии по экономическому развитию и интеграции. Несогласие, стало быть, принципиальное. Представленный на прошлой неделе в правительство проект федерального бюджета на 2012–2014 гг. дает яркую картину нынешних приоритетов президента Дмитрия Медведева. По масштабу предвыборного популизма действующий президент превзошел будущего: он пролоббировал увеличение бюджетных расходов на 2,5 трлн руб. на три года, тогда как Путин – на 1,1 трлн. Лидерство Медведеву обеспечили рост ассигнований на оборону и безопасность (подробнее см. «Гонки на тандеме», «Ведомости» от 21.09.2011). Планируется, что при общем увеличении расходов бюджета 2014 г. на 32% по сравнению с 2011 г. общие расходы на национальную оборону вырастут в 1,8 раза: с 1,5 трлн до 2,7 трлн руб. Если проект станет реальностью, то ассигнования на оборону составят 18,8% расходов бюджета. Это плотное приближение к уровню расходов СССР в начале 1980-х гг. – любимое брежневское время.
Затраты на правоохранительную деятельность и национальную безопасность должны вырасти в 1,7 раза (с 1,2 трлн до 2,1 трлн руб.). Главным бенефициаром предвыборной кампании и президентской реформы правоохранительной системы станет МВД: расходы на полицию вырастут в 2,3 раза, на внутренние войска – в 1,7 раза. Показательно, что на уровне нынешнего года останутся ассигнования на защиту населения от чрезвычайных ситуаций и пожарную охрану. Наверное, у Медведева и его окружения есть точные данные, что огненное лето 2010 г. в ближайшее время не повторится. Примечательно и другое: президент не раз говорил о необходимости ухода государства из СМИ, но в 2012 г. госпомощь теле- и радиокомпаниям по сравнению с 2011 г. вырастет почти на четверть – с 51,3 млрд до 63,2 млрд руб.
Отчасти рост расходных статей обеспечивается предполагаемым увеличением доходов (насколько обоснован оптимизм — другой вопрос). Но не только. Расходы федерального бюджета на образование сократятся в 2011-2014 гг. с 560 млрд до 490 млрд руб. Правительство намерено прибавить денег вузам и детским садам и одновременно резко снизить расходы на школы (в 1,8 раза) и техникумы (в 10 раз). Отчасти причина в передаче отдельных полномочий по финансированию образования регионам, но снижение централизованного финансирования может негативно сказаться на реформе школы. На 9% по сравнению с 2011 г. снизятся расходы федерального бюджета на здравоохранение.
Расходы федерального бюджета на оборону сейчас составляют 2,9% ВВП — почти в 1,5 раза больше, чем на образование и здравоохранение, вместе взятые. В 2014 г. это соотношение составит уже 3 к 1. Если учесть все госрасходы на здравоохранение и образование (региональных бюджетов и фондов), то в 2011 г. они превзойдут ассигнования на оборону в три раза, в 2014 г. - в 1,8 раза. В Бразилии госрасходы на образование превышают 5,2% ВВП, на здравоохранение — 3,5%, на оборону — 1,5% (5,8:1) ; у Китая все показатели колеблются около 2% ВВП (2:1). В США на образование тратят 5,5% ВВП, на здравоохранение — 7,1%, на оборону — 4,3% (3:1).
Медведев и Путин на разные лады повторяют мысль о том, что оборонные разработки будут локомотивом обновления всей экономики. Это давно развенчанный миф. Если во времена холодной войны (50-е, 60-е гг.) передача технологий и работала в таком направлении, то давно уже перестала. ВПК сейчас чаще является реципиентом передовых технологий, чем их донором. Тандем готовит стране не бюджет модернизации, а бюджет милитаризации, который до физической милитаризации, впрочем, может и не дойти.