Владимир Милов: Скелеты в его шкафу
Субботние новости со съезда «Единой России» дают богатую пищу для рассуждений о том, «что же будет дальше», – особенно с перспективой появления нового министра финансов. Если замена будет аналогична той, которая последовала за уходом из правительства еще одного реформатора, Грефа, пресловутый макроэкономический фундамент действующей власти окажется после 2012 г., мягко говоря, под угрозой.
Общие рассуждения и прогнозы – дело всегда приятное, но есть предложение задать будущему президенту ряд неприятных и очень конкретных вопросов про скелеты в его шкафу, которые в состоянии омрачить триумфальное второе пришествие. Один из таких вопросов – старый друг второго президента, экс-министр связи Леонид Рейман.
Рейман работал чиновником с 1999 г., но вдруг после ухода с госслужбы в этом году попал в список миллиардеров журнала «Финанс». Каким образом? Аккурат перед судьбоносным съездом «Единой России» фамилия Реймана вновь замелькала в СМИ в связи со старыми историями – подозрениями в разворовывании бюджетных средств, выделенных на программу «Электронная Россия» в 2002–2008 гг. (по этому делу в следственный департамент МВД вызывались бывшие подчиненные и приближенные Реймана Дмитрий Милованцев и Максут Шадаев). Подробный запрос в МВД на эту высокотехнологичную тему написал депутат Госдумы от КПРФ Александр Куликов. Он интересуется возможной покупкой Рейманом, Милованцевым и Шадаевым НПО «Ангстрем», получившего кредит от ВЭБа более чем на $1 млрд. Задается он и вопросами о причастности Шадаева, помощника главы президентской администрации Сергея Нарышкина, к кипрским офшорным фондам NGI и Alternativa (фонд NGI журнал «Финанс» указывает как главный источник богатства Реймана).
Вполне возможно, что неожиданная активизация публичной полемики вокруг Реймана была связана с его попыткой добиться включения своих протеже Милованцева и Шадаева в предвыборный список «Единой России». Это не удалось. Депутатской неприкосновенности у них не будет, а значит, расследование по «Электронной России» (а возможно, и другим эпизодам) может быть продолжено.
Путину трудно будет отвертеться от шумихи вокруг Реймана во время своей «президентской кампании». Первый из чиновников путинского призыва официально попал в списки миллиардеров, подручные Реймана (тот же Шадаев) трудятся на высоких государственных постах, в то время как их открыто обвиняют в сомнительных делах. История некрасивая.
Теперь становится яснее, кто и почему запустил недавно маховик уголовного дела в отношении «электронного правительства» и генподрядчика по этой программе – «Ростелекома». Предвыборные войны вынесут наружу еще массу коррупционных историй в высших эшелонах власти. Возвращение Путина может оказаться омрачено всем этим неприглядным багажом. От нового старого президента хотелось бы услышать объяснения об источниках богатства Реймана и приближенных к нему высокопоставленных чиновников.