От редакции: Кто поможет пьяному
К середине октября в России будут окончательно закрыты все медвытрезвители, рассказал вчера первый замглавы МВД Александр Горовой. Большинство вытрезвителей перестали существовать еще в прошлом году по указу президента Дмитрия Медведева, который решил избавить сотрудников МВД от не свойственных им функций.
Милиционеры жестоко обращались с подвыпившими гражданами: отстранить МВД от этой деятельности было решено после нескольких трагических историй, самой яркой из которых была смерть томского журналиста Константина Попова, умершего в январе 2010 г. из-за избиения в вытрезвителе. Карательными учреждениями, частью системы подавления личности вытрезвители сделал Берия: в 1940 г. они были подчинены НКВД. А начиная с появления первого вытрезвителя в 1902 г. это были просто «приюты для опьяневших», где людям давали прийти в себя в нормальных условиях, иначе пьяные погибали от холода на улицах.
Обязанность помогать нетрезвым гражданам решено переложить на медиков, но этому активно сопротивляется Минздравсоцразвития. По мнению министра Татьяны Голиковой, лишь 0,3% попавших в вытрезвитель людей нуждаются в медицинской помощи – остальные просто буянят, и их надо доставлять в милицию. Пока чиновники спорят, кому возиться с пьяницами, денег на это не выделяется совсем. Точнее, забота о пьяницах передана регионам, а для них это далеко не приоритет. В результате вытрезвители закрывают, а новой системы помощи пьяным гражданам нет. При нашем климате и степени алкоголизации населения это означает смерть тысяч людей на улицах.
Конечно, российские вытрезвители грубо нарушают права личности, противоречат Конституции РФ, международному праву и даже нескольким федеральным законам. Но оставлять людей без помощи нельзя. В США и Западной Европе соблюдают права человека – пьяных там задерживают, только если они явно нарушают порядок. Но если клиент находится в стадии глубокого опьянения, его обязательно доставляют в медицинское учреждение. Часто заботу о пьяных берут на себя благотворительные организации или службы наподобие канадского «Красного носа»: они доставляют выпивших людей домой, взимая за это плату.