В чем отстает армия
Если задать вопрос, в чем именно проявляется технологическое отставание российской армии от передовых, почти наверняка вам ответят: в беспилотных самолетах. Особенно ярко это отставание проявилось в августе 2008 г. в ходе операции по принуждению Грузии к миру. И это именно тот вид техники, который, как показывает опыт всех последних войн с участием армий развитых стран – от афганской до ливийской, – остро понадобится и России в случае обострения ситуации в Центральной Азии, к чему уже открыто готовятся российские военные.
Несмотря на значительные суммы, которые с 2005 г. выделяются на это направление, промышленность так и не смогла создать технику, которая удовлетворяла бы Министерство обороны. В поисках выхода из создавшегося положения военные обратились к иностранным источникам, начав закупки беспилотных летательных аппаратов в Израиле. Стоит отметить, что такая ситуация сложилась не только в России. Такие не последние в технологическом плане страны, как Великобритания, Франция, Германия и Италия, для удовлетворения неотложной потребности в беспилотниках для своих войск в Афганистане закупают их в США и Израиле, в то время как программы создания этой техники, к примеру, концерна EADS буксуют.
Но Россия в отличие от этих стран так поступить не сможет, потому что ей эту технику просто не продадут. Закупка израильских беспилотников Минобороны – паллиатив, и эти аппараты на два поколения отстают от той техники, которую используют сами израильтяне и которую они продают членам НАТО. Сам по себе Израиль фактически не обладает военно-техническим суверенитетом, будучи зависим от США как в финансовом, так и в технологическом отношении. Договоренности с таким поставщиком рискованны, особенно если учесть, что у России есть на Ближнем и Среднем Востоке политические и коммерческие интересы, противоречащие интересам самого Израиля.
Очевидно, что должно быть найдено национальное решение проблемы ликвидации нетерпимого уже с точки зрения непосредственных военных угроз отставания в области беспилотных летательных аппаратов. Инженерный и конструкторский потенциал для этого имеется. Есть и финансовые ресурсы. Но тогда возникает вопрос, почему страна, успешно разрабатывающая истребитель пятого поколения, уже шесть лет не может создать нормальный беспилотник? Если ресурсы имеются, а результата нет, значит, надо менять организацию процесса. Прежде всего, видимо, следует радикально изменить пейзаж экономических субъектов, получающих военные заказы на НИОКР по беспилотным летательным аппаратам. Очевидно, что последовательные провалы головного разработчика беспилотников – концерна «Вега», безрезультатно освоившего уже более 5 млрд руб. государственных денег, давно должны поставить вопрос о его состоятельности в данной области. Более того, дело не только в самой «Веге», но и в ее монопольном положении. Практически все основные НИОКР по созданию беспилотников до последнего времени были сосредоточены либо на головном предприятии этого концерна, либо на входящих в его состав конструкторских бюро. Между тем ведущие КБ авиастроительной отрасли, в том числе и имеющие серьезную компетенцию в данной сфере, оставались на вторых ролях. На сегодня можно уверенно утверждать, что такая монопольная схема организации НИОКР по беспилотникам продемонстрировала свою неэффективность и неработоспособность. Стоит также отметить, что Россия в этом отношении пошла путем, прямо противоположным тому, который выбран многими на Западе. Там в беспилотном сегменте, наоборот, разработчикам первоначально была создана максимально плотная конкурентная среда, из которой затем в ходе селекции и консолидации стали кристаллизовываться лидеры рынка. У нас же лидер был назначен административным образом, что закономерно привело к фиаско.
Видимо, пришло время обратить более пристальное внимание на высокотехнологичные компании, которые до сих пор не рассматривались в качестве ведущих игроков беспилотного направления. Если традиционные акторы оказались несостоятельны, им следует найти нестандартную альтернативу. Она возможна, потому что значительное количество КБ и компаний ведет в этой области инициативные разработки, некоторые из них выглядят весьма многообещающими. В свое время нечто похожее произошло в США, где лидером отрасли довольно неожиданно стала относительно небольшая фирма General Atomics, которая со своим аппаратом Predator сумела обойти традиционных гигантов американского ВПК и аэрокосмического сектора. В России сегодня уже имеется довольно плотная среда инновационных компаний, работающих по беспилотной тематике, среди которых и следует искать русский General Atomics. Только такие новые игроки, мобильные, гибкие, не развращенные многомиллиардными государственными заказами и многолетней безответственностью, привыкшие рисковать своими деньгами и делающие ставку на инновации, могут совершить прорыв.