Николай Злобин: Критика Москвы означает в США сегодня критику Обамы
Лето нынешнего года для политической Америки стало исключительно жарким и напряженным.
Конечно, третий год первого срока любого президента США, как правило, сопровождается снижением его рейтинга и популярности. С одной стороны, в обществе теряется чувство новизны от появления нового лидера, но быстро начинает накапливаться усталость от него. Три года во главе страны – это очень долго для сохранения надежд избирателей. С другой стороны, все отчетливей видны границы того, что глава государства реально может сделать в отличие от того, что он обещал сделать, когда был независимым критиком этой власти со стороны. Наступает неизбежный кризис новых идей, ибо президент и его администрация привыкают к рутине управления страной и им все сложнее смотреть на ситуацию со стороны свежим взглядом. Сам президент начинает всерьез задумываться о новой избирательной кампании, ее приближение становится серьезным политическим фактором, определяющим многие действия главы государства. Политика в узком смысле слова тактически становится для него важнее реальной государственной политики. Кроме того, заметно активизируются политические оппоненты – и президенту приходится тратить все больше времени и энергии на защиту своих решений и действий, нежели на выработку новых.
Наверное, никогда в последние десятилетия американская политическая элита не была так напряжена и активна в начале выборного года, как сейчас. Тому есть объективные причины. Во-первых, состояние национальной экономики, которое позволяет с одинаковым успехом как прогнозировать ее дальнейшее падение, так и говорить о начале процесса восстановления. И то и другое выгодно определенным силам в США и в мире, которые – каждая по-своему – стараются интерпретировать этот вопрос и, соответственно, обвинять или хвалить Барака Обаму. Во-вторых, реформа медицинского страхования, которая потребовала от президента огромной доли его политического капитала, продолжает оставаться в неопределенности. Вероятнее всего, в 2012 г. ее судьбу будет определять Верховный суд страны, чье решение может оказать решающее влияние на расклад политических сил. В-третьих, оказалось, что глубокие изменения внешней политики США, на что сам Обама возлагал большие надежды, осуществить гораздо труднее, чем думалось еще недавно. В результате незамысловатая перезагрузка отношений с Россией так и осталась лучшим внешнеполитическим достижением нынешней администрации.
Есть и субъективные факторы нынешнего политического напряжения в США, главный из которых – долгий диспут по простой, казалось бы, проблеме повышения лимита государственного долга. Америка проделывала это уже 102 раза, практически при каждом президенте. Рекордсменом стал Рональд Рейган, при котором, бывало, лимит госдолга повышался дважды в год. Несколько раз он повышался при Джордже Буше-младшем. Но нынешняя дискуссия привела к тому, что Обама почти полностью потерял свою репутацию решительного политика, над которым работал всю первую половину президентского срока. От достигнутого по долгу компромисса не выиграл никто, но проиграл больше всех именно президент, который слишком увлекся самим процессом поиска этого компромисса, потерял темп и отдал инициативу оппонентам. В свою очередь, республиканцы всерьез поставили задачу ограничить президентство либерального Обамы одним сроком и вовсю готовятся к большой осенней атаке на его политику по всем направлениям. В их рядах все заметнее влияние сторонников «чайной партии». Парадоксально, но одним из главных фронтов борьбы республиканцев с Обамой за победу на президентских выборах 2012 г. будет его политика в отношении Москвы, ибо именно ее Обама считает своим личным успехом. Чтобы доказать ее провал, противники Обамы будут характеризовать Россию, не жалея черной краски. Критика Москвы означает в США сегодня критику Обамы. Россия невольно стала одной из горячих тем осенних дискуссий в США.
В этих условиях Москве, во-первых, важно понимать, что она является побочной мишенью, главной целью республиканцев является недопущение второго срока Обамы. Во-вторых, ей нельзя втянуться во внутриполитическую дискуссию в США, ибо тогда независимо от того, кто в ней победит, Москва окажется в уязвимом положении. В-третьих, надо максимально использовать возможности, которые появились в результате перезагрузки, и помочь Обаме помочь России во вступлении в ВТО. В этом администрация США заинтересована не меньше, если не больше Москвы, и делает все, чтобы к концу года Россия окончательно получила зеленый свет в ВТО. Но это вряд ли произойдет, пока не будет отменена поправка Джексона – Вэника, иначе американские компании не смогут выйти на российский рынок, отдав его европейскому и азиатскому бизнесу, что совсем не в интересах США. Однако отмена этой поправки в руках не президента, а конгресса, контролируемого сегодня его оппонентами, которые будут неизбежно искать поводы для ее сохранения – от позиции Москвы по ПРО, которая, очевидно, никогда не найдет понимания на Западе, до обвинений России в масштабном отступлении от демократии. Тем более что предстоящий российский выборный сезон может дать немалую пищу для этого. Неумная политическая демагогия Москвы в адрес Грузии или ее прямолинейная поддержка антиамериканских режимов лишь дадут новые аргументы противникам Обамы в дискредитации его российской политики, затруднят отмену поправки Джексона – Вэника и, соответственно, снова задержат вступление России в ВТО.
Конечно, задача России не в том, чтобы помочь Обаме победить, хотя его политика перезагрузки более чем устраивает Москву. Обама сегодня гораздо сильнее республиканских кандидатов в президенты. Он еще может восстановить в глазах избирателей свою репутацию лидера, его вовсе не стоит списывать со счетов. Да и результат предстоящих выборов в США в решающей степени зависит от экономики. Отмена поправки Джексона – Вэника не только развернет американский бизнес в сторону России, откроет ей дорогу в ВТО, но и отчасти вернет Обаме инициативу в отношениях с конгрессом, которая ему очень нужна. США легко помогут России преодолеть грузинское вето в ВТО, а вступление Москвы в эту организацию станет существенным аргументом Обамы в пользу своей российской политики. При этом обе стороны остаются в рамках своих национальных интересов. Главное – не упустить этот шанс, опять увлекшись неизбежными, но гораздо менее важными взаимными противоречиями.