Джиллиан Тетт: Банкиры, хомяки и гадюки
Привычные методы анализа рынков кажутся все менее применимыми – и ученые идут дальше. Эндрю Ло, профессор финансов Массачусетского технологического института, увлекся междисциплинарными исследованиями, связывающими открытия философов, нейробиологов, биологов и экономистов. Ключевым для своих поисков он считает представление о том, что благодаря эволюции человеческого вида наш мозг состоит из трех «слоев». Центральный мозг, или «мозг рептилии», – это самый древний мозг, действующий быстрее остальных и контролирующий инстинктивное поведение (например, в страхе или стрессе). Следующий мозг – наследие эпохи млекопитающих – отвечает за социальное поведение и эмоции. Наконец, третий мозг, «мозг гоминида», развился последним и контролирует рациональное и концептуальное мышление.
В обычных условиях «мозг гоминида» доминирует, но ни «мозг млекопитающего», ни «рептильный мозг» не исчезают. Это не просто любопытный факт, это важно для понимания ситуации на финансовых рынках. Тогда как «рациональные» экономические теории хорошо объясняют происходящее в спокойной ситуации, когда участники рынков руководствуются в основном «мозгом гоминида», они оказываются неадекватными там, где участниками рынка движет «мозг млекопитающего» или «мозг рептилии». Поэтому нет смысла спорить о том, в каких условиях теории рыночной эффективности оказываются верны. Они работают на «человеческом» рынке, но неприменимы на «эмоциональном» или тогда, когда речь идет о борьбе за выживание.
Неудивительно, что многие традиционные экономисты терпеть не могут идеи Ло. Проблема его теории, как и других бихевиористских идей, в том, что на их основе трудно выстроить работающие инвестиционные схемы. Ну пока кому-то не придет в голову способ, как выставлять предупреждения: «Осторожно! Риск рептильного мышления растет!» Истинная ценность идей Ло в другом – они наглядно описывают то, о чем экономисты и банкиры подчас забывают: люди не ведут себя последовательно и одинаково.
Даже наше ощущение времени подвержено изменениям. Питер Этуотер, бывший банкиром JPMorgan, а сейчас консультант по инвестиционным стратегиям, убежден в необходимости следить за «горизонтом предпочтений». Во времена спокойствия на рынках мы излучаем уверенность, склонны к долгосрочному планированию, сделкам с мало знакомыми людьми и размышлению о судьбах всего мира. В кризисные моменты социальные и географические горизонты резко сужаются. Этуотер считает, что острое чувство незащищенности провоцирует масштабный долгосрочный переход к «узости горизонтов», что влияет на финансовые рынки и политическую ситуацию. Когнитивная карта (образ знакомого пространственного окружения) меняется, а мы этого не замечаем.
От этих проблем не отмахнуться: чем дольше продлится кризис, тем более вероятно, что в области финансов расцветет бихевиористика. Слова «хомяк» или «гадюка», брошенные в адрес банкира, уже не оскорбления. Отныне это вполне легитимная форма анализа.
FT, 12.08.2011