Николай Новичков: удержать человека в регионе
Общественный договор в регионе может и должен быть не теоретическим рассуждением, а инструментом развития региона. Пермский край в силу ряда причин, как никакой другой регион России, к этому близок.
Понятно, что договор – это никакая не бумажка и даже не соглашение о намерениях. Это скорее набор принципов, по которым взаимодействуют власти федеральная, региональная и муниципальная, а также гражданское общество и бизнес.
Как показывает практика, можно жить и без договора, но даже в такой маленькой социальной организации, как семья, сделать это сейчас уже практически невозможно, чего уж говорить о регионе или федерации.
Что значит общественный договор в региональном измерении? В качестве иллюстрации приведу пример. В июне в рамках месячного фестивального марафона «Белые ночи в Перми» прошла первая Пермская книжная ярмарка, в рамках которой среди всего прочего был организован дискуссионный стол «Литература как национальная идея России» с участием писателей Виктора Ерофеева и Захара Прилепина.
Понятно, что их точки зрения во многом противоположны и национальную идею мы, как водится, не нашли. Но пришли к двум важным выводам: первый – национальная идея – это не результат, а процесс (ее поиск важнее ее нахождения); второй – сейчас для России актуальнее не национальные, а региональные идеи.
Региональная идея – это миссия региона как социальной организации. И очевидно, что ее достижение требует стратегии («дорожных знаков»), дальше стратегия определяет структуру. Но первично – договориться региональной элите о направлении движения, в этом основная функция социального контракта на региональном уровне. Как прийти к такому соглашению, чтобы оно дальше работало?
В договоре необходимо как минимум определить предмет договора, а также его стороны и процедуру оформления. Пойдем по порядку.
Предмет договора – миссия региона
«Зачем?», или предмет договора. Как уже говорилось, это миссия или мечта о развитии региона, образ результата. Невнятное формулирование места региона в мировой конкуренции гарантирует для него отсутствие будущего как у самостоятельной социально-экономической единицы.
Здесь необходимо сформулировать конкурентные преимущества региона: почему удобнее, интереснее, выгоднее жить, работать, отдыхать и т. д. именно на берегах Камы, а не в какой-то иной точке мира. Понятно, что в XXI в. конкуренция между регионами за жителя, инвестора или туриста носит глобальный характер. И если вчера лучшие выпускники школ или вузов уезжали в Москву или Санкт-Петербург, то сейчас они едут в Берлин или Нью-Йорк, а иногда уже и в Шанхай.
Надо отдавать себе отчет в том, что участники регионального общественного договора несут ответственность за сохранение Пермского края как аутентичной региональной общности, а это уже не шутки. Задача – всеми силами удержать в регионе жителя: бизнесмена, художника, ученого или рабочего. Понятно, что силой никого не удержишь, а значит, надо создавать возможности, условия, основания для самореализации талантливого, активного, целеустремленного, амбициозного человека. Вот, собственно, и предмет договора.
Стороны договора – институты
Второй вопрос: «Кто?» Это институты. Они в Пермском крае в той или иной форме представлены, и о них уже можно говорить всерьез.
В Пермском регионе – самое развитое гражданское общество среди всех российских территорий. Пермские НКО продолжают получать гранты не только от российских фондов, но и от зарубежных партнеров. И мы будем их в этом поддерживать. Я, как министр культуры Пермского края, готов выделять рубль из бюджета региона на каждый привлеченный в регион рубль из федеральных (государственных или частных) и иностранных источников. Кроме того, мы будем поощрять НКО финансово за привлечение волонтеров к реализации социальных проектов в регионе. Именно так мы понимаем социальную ориентацию НКО.
В Пермском крае уже на протяжении семи лет проходит уникальный международный гражданский форум «Пилорама» на территории Музея политических репрессий «Пермь-36». Подобных форумов НКО в России просто больше не существует. При этом целый ряд пермских НКО известен далеко за пределами края и России.
Важно, что в регионе существуют реальные бизнес-объединения (и создаются новые, например Ассоциация партнеров фестиваля «Белые ночи в Перми»), для которых важны не только презентации и надувание щек, но и настоящее участие в жизни и развитии региона. Бизнес активно идет во власть всех уровней, а также поддерживает НКО.
Что касается политической институционализации, то на отсутствие активности общественно-политических сил в регионе просто грех жаловаться. Например, в Законодательном собрании Пермского края представлено целых 8 (!) депутатских объединений – 5 фракций и 3 депутатские группы. При этом главная оппозиционная парламентская сила – группа «Солидарность» является вторым по численности депутатским объединением. В этих условиях нет и не может быть никакого диктата одной партии, как и дирижирования со стороны губернатора.
Процедура – политический цикл
«Как?» – самый большой вопрос, но попытки ответа точно есть.
Четвертого декабря в Пермском крае одновременно с думскими пройдут выборы в законодательное собрание региона. Очевидно, что эти выборы при наличии реальной конкуренции и, например, второй или третьей сильной партии (что вполне реально в регионе), имеют шанс не стать профанацией. Это позволит сформировать на пять лет общественный консенсус относительно приоритетов регионального развития, у которых в лице парламентских объединений будут вполне конкретные лоббисты и защитники.
Есть еще один путь, не исключающий первого, – оформление официального договора о направлениях развития региона через широкое обсуждение и принятие стратегии развития Пермского края как мастер-плана важнейших стратегических проектов. В этом смысле роль парламента тоже становится определяющей. Зафиксированные в стратегии направления будут с большим удовольствием охраняться парламентариями, чтобы не дать правительству заиграться. Почему бы и нет? Если правительство в крае либеральное, то парламент может быть консервативным, что позволит находиться региону внутри вполне эффективного либерально-консервативного дискурса.
Для оформления договорных отношений, конечно, нужны площадки, и они тоже есть – Пермский экономический форум, гражданский форум «Пилорама», множество фестивалей и событий, число которых в регионе измеряется десятками.
Формула – содействие самореализации
В ходе работы VII Пермского экономического форума была выработана одна из альтернатив федерального общественного договора: «Участие в принятии властных решений в обмен на инвестиции в производство общественных благ». По сути дела, это ультиматум в адрес Федерации от остальных участников договора: «Если не дадите кусочек власти, то мы делать ничего не будем».
Со стороны пермской региональной власти я бы предложил другую формулировку, адресованную остальным договаривающимся сторонам: «Наше содействие для вашей самореализации в регионе». То есть мы готовы активно помогать всем, кто хочет что-то созидать на территории края, начиная от чемпионатов мира и международных фестивалей и заканчивая открытием кафе или написанием статей в пермских газетах.
Можно ли эту формулу тиражировать на другие регионы? Думаю, что да, но сделать это будет непросто (придется всерьез пройти существенный путь институционализации в регионе), да и у нас еще эти процессы предстоит довести до необратимого состояния .
Статья продолжает цикл «Пермский договор», посвященный выработке общественного договора в России. Цикл подготовлен совместно с Пермским экономическим форумом. Статьи выходят по пятницам.