От редакции: Как сбить цену на газ
Немецкие партнеры «Газпрома» RWE и E.On подали на него иски в арбитраж с требованием пересмотра формулы цены на газ. Переговоры о снижении цены ведутся давно, но договориться пока не удается. А вот итальянская Edison недавно добилась скидок от «Газпрома» на закупаемый газ. В арбитраже или на переговорах у западных партнеров «Газпрома» есть шансы добиваться снижения цены – судьи могут принять такое решение, если, соблюдая договор, компания работает себе в убыток. Формула цены «Газпрома» давно стала притчей во языцех – из-за привязки к цене нефти в июле 2011 г. цена по газпромовским долгосрочным контрактам на границе Германии была в среднем на 25% выше, чем спотовые цены, подсчитал президент East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Другие поставщики цены снижают, предложение газа на рынке велико – так что последуют иски и от других покупателей. А те, у кого контракты заканчиваются, могут их не продлить. Cнижение объемов экспорта в Европу для «Газпрома» неизбежно.
Желание сделать мощный ход уже подвело Виктора Януковича – судом над Юлией Тимошенко он хотел вывести политического противника из электорального процесса и заодно намекнуть Москве на желательность снижения цены на газ. Однако морально проиграл Тимошенко, арест которой осудили в Европе, США и России. На предстоящих переговорах с Дмитрием Медведевым по газовым вопросам позиция Януковича будет слабой. По контракту споры сторон рассматриваются в стокгольмском арбитраже, и решение украинских судов значения иметь не будет. На Украине от этих переговоров прорыва не ждут.
Похожая, правда более политизированная, история происходит на Украине, где власти пытаются через суд расторгнуть газовые соглашения с Россией, подписанные в 2009 г. Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным. Украину тоже не устраивает цена на газ, которая по формуле «Газпрома» в IV квартале приблизится к $400 за тысячу кубометров. «Газпром» заявляет о готовности снижать цену только в случае слияния с «Нафтогазом», на которое украинское руководство идти не готово. Не готово оно и к вступлению в Таможенный союз и ЕЭП, которое ряд российских политиков считают достойной уступкой.