Дэвид Пиллинг: Китайское разочарование
Гибель 40 человек на скоростной магистрали, строительство которой подавалось в стране как символ китайского прогресса и национальной гордости, не стала просто еще одной аварией. Попытки скрыть произошедшее в отличие от похожих эпизодов в прошлом только разозлили общество. Если железная дорога не гарантирует безопасности, что можно сказать о банковских системах, управлении и самой экономике?
Кажется, что современные китайские лидеры, подобно Мао Цзэдуну с его «большим скачком», уверены, что для индустриальной революции достаточно одних технологий и усилия воли. Китайская скоростная железная дорога, построенная менее чем за десятилетие, является самой протяженной в мире. Ее поезда должны были двигаться со скоростью, способной посрамить японские технологии. Но авария воспринимается теперь в стране как трагическая метафора самоуверенности, некомпетентности и коррупции. Наверное, китайская компартия выглядела бледнее только 20 лет назад, после событий на площади Тяньаньмэнь.
За последние несколько лет в Китае с коррупцией связано две трагедии – обрушение некачественно построенной школы и появление в продаже детского питания, содержащего меламин. Отличие крушения поезда в том, что железная дорога была официальным национальным проектом. Чиновники уже строили амбициозные планы о продаже китайской системы в Малайзию, Бразилию, Великобританию и США. Негласное понимание технологической сложности и высоких рисков существовало еще до катастрофы: по обвинению в коррупции был уволен министр транспорта, за этим последовало решение о снижении максимальной скорости с 350 км/ч до 300 км/ч. Но это не предотвратило крушение.
Когда в Сычуани в 2008 г. в результате землетрясения обрушилось здание школы, жертвами оказались дети из самых бедных семей. Трагедия с детским питанием коснулась уже более широкой части населения. Историю постарались замолчать, тем более что она выпала на год проведения Олимпийских игр. Но последнюю трагедию было невозможно скрыть. Пользователи Weibo, аналога Twitter, постоянно выкладывали в сеть информацию и комментировали происходящее. Weibo насчитывает 140 млн пользователей, большая часть из которых – жители городов, средний класс, т. е. как раз те, кого компартия мечтала бы видеть в первых рядах своих модернизационных проектов.
Конфликт со средним классом опасен для лидеров КНР, ведь он докажет несостоятельность так называемого «пекинского консенсуса», представления о том, что китайский средний класс, выигрывающий благодаря реформам, не обеспокоен вопросами демократии, свободы слова и рынка. Все, что ему нужно, – экономический рост. Протестные настроения, возникшие после крушения поезда, заставляют подозревать, что обществу нужно нечто большее. Китайский средний класс хочет, чтобы у власти находилось руководство, способное справляться с коррупцией и обеспечивать безопасность. Если это так, то «пекинский консенсус» прекратил свое существование в момент трагической гибели людей, ехавших из Ханчжоу в Вэньчжоу.
FT, 2.08.2011