Восточная развилка для Запада
Заговорив с кем-нибудь из западных чиновников о происходящем на Ближнем Востоке, рискуешь выслушать два абсолютно противоположных мнения. Первое сформулировал один европейский дипломат: «революции – лучшее, что случалось на моей памяти в арабском мире». Второе: это один из самых опасных моментов в истории региона.
С точки зрения истории соблюдение статус-кво в регионе и невозможно, и неприемлемо. Ближний Восток погряз в диктатуре и нищете. Это единственная часть света, в которой не прослеживается существенных подвижек на пути к демократии вот уже 30 лет. Кому нужно такое в будущем? С точки зрения краткосрочной перспективы крах прежних порядков грозит войнами, переделом границ и даст новый шанс воинствующим исламистам.
Ситуация не похожа на известный стакан, который то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Скорее речь о двух стаканах, стоящих рядом. В первом – вино, которое станет отличным напитком, когда созреет через 20 лет. А пока оно не готово к употреблению. Напиток из второго можно пить прямо сейчас. Вот только через некоторое время рискуешь обнаружить, что это был яд.
Абсурд, но Америку и Европу всерьез беспокоит нестабильность в Сирии. Правительство Асада – типичная диктатура, запятнавшая себя сотрудничеством с Ираном и вмешательством в дела Ливана. Неплохо бы его устранить, верно? Но иностранцы опасаются, что, если взорвется такое этнически нестабильное государство, как Сирия, мало не покажется никому. Один европейский министр иностранных дел называет Сирию «Югославией в Леванте».
Ситуация в Ливии все ближе к патовой. Есть опасения по поводу Египта. Внешняя политика страны уже меняется не в ту сторону, куда хотелось бы Западу. Отношения с Ираном теплеют. «Братья мусульмане», которые могут стать крупнейшей фракцией в новом парламенте, грозят разорвать мирный договор с Израилем. Временное правительство Египта неприятно поразило США посредничеством на переговорах «Хамас» и ФАТХ.
Самые хладнокровные западные политики считают, что это даже хорошо: не может быть мира на Ближнем Востоке, пока палестинские группировки разобщены. Но перемирие сулит и немалую головную боль. Оно уже повергло израильское правительство в состояние паники. США не желают иметь дел с «Хамас». Слова еще одного западного дипломата: «Не может быть перемирия без «Хамас». Но не может быть перемирия и с «Хамас».
Отношения Америки и ее оплота в регионе – Саудовской Аравии – резко ухудшились. Саудовцы считают, что США предали Мубарака и стали потенциальной угрозой для их собственного режима. Они уже заговорили о возможности «особых отношений» с Китаем, который потребляет куда больше саудовской нефти, чем США. Неприятностью стала и растущая роль некоторых саудовцев в насаждении воинствующей идеологии в регионе.
Большинство западных политиков убеждены, что происходящее на Ближнем Востоке неизбежно с исторической точки зрения и является шагом на пути к позитивному развитию. Проблема в том, что, как говорил Кейнс, «в долгосрочной перспективе мы все мертвы».
FT, 9.05.2011, перевел Антон Осипов