Зачем россиянину Сталин
Большинство россиян выступают против программы десталинизации, разработанной президентским советом по правам человека. По данным опубликованного вчера исследования ВЦИОМ, 45% не одобряют десталинизацию, своевременной и необходимой ее назвали 26%, еще 29% затруднились с ответом. Показательна реакция молодежи (38% против 29%) и жителей столиц (46% против 29%), которые традиционно негативно относятся к Сталину.
Отчасти итоги опроса можно объяснить постановкой проблемы. Многие опрошенные знают программу лишь по названию. Вопрос, предполагающий отрицательное отношение к десталинизации, многозначен: «это миф, пустые слова, не имеющие ничего общего с реальными задачами, стоящими перед страной, это просто приведет к ограничению свободы слова, исковеркает историческое сознание россиян, сделает его однобоким». Непонятно, какой из тезисов поддерживает опрошенный. Однако дело не только в вопросе.
Исследования социологов отражают живучесть симпатий к «отцу народов» и даже их рост. Это тревожный сигнал не столько для авторов программы, сколько для отечественного истеблишмента. В 2003 г. роль Сталина в истории положительно оценивали 53% респондентов «Левада-центра», отрицательно – 33%, в 2008 г. сторонники и противники почти сравнялись в числе – 39% против 38%, а к 2010 г. их соотношение почти вернулось к прежним показателям – 51% против 30%. Если вспомнить зигзаги официальной исторической политики и пропаганды, можно говорить об их ярко отрицательной эффективности.
Но негативное отношение к десталинизации нельзя рассматривать исключительно как тоску по сильной руке и желание вернуть прежние порядки. Сталинский образ, бытующий в массовом сознании, – тиран-аскет, державший в страхе бюрократию, сохранявший социальное равенство («было время – и цены снижали») и добившийся, пусть и дорогой ценой, больших успехов. Эта мифическая альтернатива современной действительности стала популярной из-за вопиющего неравенства, безнаказанности чиновников, имитации борьбы с преступностью и коррупцией в ущерб повседневным интересам обывателей. В итоге десталинизация расценивается не как гуманитарная и просветительская программа, что задумывали инициаторы, а как попытка отвлечь страну и общество от реальных проблем.