"Газпром": история повторяется
Владимир Путин совершенно правильно сказал, что кризис - это порождение завышенных ожиданий и результат неоправданно раздутых аппетитов корпораций относительно постоянно растущего спроса. Слова премьера блестяще иллюстрирует история "Газпрома", которая, похоже, повторяется.
Летом 2008 г., накануне экономического кризиса, Алексей Миллер предсказывал бурный рост европейских газовых цен (до 1000 долларов за тысячу кубометров), сопровождаемый повышением спроса на топливо и ужесточением конкуренции за доступ к энергетическим ресурсам. Глава российского газового холдинга также высказался по поводу привязки газовых цен к нефтяным, заявив, что «действительность не признаёт идеи уменьшения цен на газ с помощью разрыва этой привязки в ближайшем будущем».
Как мы знаем, несколько месяцев спустя реальность диаметрально разошлось с предсказаниями г-на Миллера. Нефтяные цены обвалились, спрос на российский газ упал и продолжил падение даже после восстановления европейского рынка. Газпром сделал правильный анализ происшедшего, объяснив снижение спроса на российский газ более быстрой реакцией конкурентов, изменивших условия поставок в пользу потребителей. Однако премьер порекомендовал «жестко держать позицию в рамках заключенных долгосрочных контрактов», и российская компания уступила рынок другим игрокам. С тех пор руководство "Газпрома" странным образом совмещает планы роста продаж газа в Европу с заявлениями о том, что компания предпочитает продавать меньше газа по высокой цене.
Прошло два с половиной года, и Алексей Миллер снова с удовлетворением отмечает ценовые рекорды европейского рынка. Казалось бы, опыт должен подсказывать хозяйственнику, что ускоренное повышение цен неизбежно приводит к сокращению объёма экспорта российского газа, а значит - к потере доли рынка и уменьшению будущих доходов. Кроме того, за скачком нефтяных цен, как правило, следует их падение, которое делает российский газ запредельно дорогим и неконкурентоспособным. Но г-н Миллер опять предсказывает: «Это не последние рекорды, которые мы зафиксируем в этом году».
Реакция европейских покупателей вполне предсказуема. В газовых ценах II квартала отражаются относительно низкие цены на нефть в III квартале 2010 г. Импортёры знают, что в июле цены будут выше, и потому они постараются отобрать как можно больше газа в апреле - июне. Во второй половине года российский газ станет непомерно дорогим и последует обвал объёмов экспорта. Несмотря на прекращение поставок ливийского газа, годовой объём экспорта, очень вероятно, будет ниже прошлогоднего уровня. Падение экспортных объёмов третий год подряд - такой печальный рекорд может зафиксировать "Газпром", если не изменит принцип «лучше меньше, но подороже».
В любом случае утешением для руководства монополии (и правительства России) будет более высокий уровень внутренних цен, обеспечивающих равную доходность с экспортными поставками. «Равнодоходные» оптовые цены на газ для российских потребителей превысят 300 долларов. Потребителям деваться некуда - "Газпрому" очень нужны деньги. Ведь газопроводные мегапроекты пока никто не отменял.