По каким индикаторам оценивать эффективность "Сколково"?
Будущее иннограда зависит от кадров3596 млн руб. распределено экспертным советом фонда "Сколково". Это 15 заявок на получение грантов, с которыми можно ознакомиться на сайте проекта. 40 проектов имеют статус участника инновационного центра, что дает налоговые льготы. Дмитрий Медведев в понедельник на очередном заседании комиссии по модернизации ознакомился с предварительными результатами работы "Сколково". Изменится ли судьба инновационного центра после выборов, насколько эффективны административный и налоговый режимы фонда и о чем говорит ассортимент отобранных проектов?
Андрей Колесников, заведующий сектором Центра исследований и статистики науки:
Эффективность работы проекта измеряется с помощью определенных выбранных индикаторов. Если у проекта таких индикаторов нет, то перспективы его неясны. Если говорить о "Сколково", то не все индикаторы эффективности и результативности этого проекта пока ясны. Если с точки зрения налогового режима нареканий нет — все закреплено в законе, то вызывают вопрос административный и правовой аспекты реализации проекта.
Будущее "Сколково" зависит от кадров. Отбирать проекты должны люди, которые это умеют делать, а не чиновники от науки. У нас сложилась практика привлекать для отбора инновационных проектов специалистов банков, специализирующихся на инвестиционных кредитах. Считаю этот подход механистическим, здесь нужно больше венчурности. Безусловно, специалисты по инвестициям и финансированию нужны, но их роль сервисная. Никогда бухгалтер не управляет компанией! Финансовый директор может обладать стратегическим мышлением, но если компания производственная, или тем более инновационная — во главе должен быть не финансист. Человек, который может проводить отбор проектов в "Сколково", – это человек с техническим или естественнонаучным образованием, умеющий коммуницировать и обладающий сильной интуицией предвидения.
Если говорить об инфраструктуре проекта, то строительство технопарка без доминирующего влияния университета — это нонсенс, такого в мире нигде не было. Любая подобная зона должна быть около университета и под его влиянием. Университет создается десятилетиями, и университет – это не красивые здания, это огромный коллектив интеллектуалов с особой атмосферой жизни и этической системой. Заключение договоров с другими университетами — скорее политический вопрос.
Построить "Сколково" по подобию западных техноцентров теоретически невозможно, так как люди здесь наши. Но вообще надо различать девелоперские проекты типа "Сколково", которые могут строиться в разных местах, и суть устройства работы иннограда для особого типа людей и взаимоотношений.
Что касается отобранных проектов – то по тем данным, что опубликованы на сайте "Сколково" (http://www.i-gorod.com/participants/), много не скажешь, нужно смотреть суть проекта. В целом суммы, которые там указаны, для исследований в области медицины адекватны, но для IT иногда очень значительны. Когда возникают такие суммы в России, возникает вопрос о лоббировании и вопрос о контроле за расходованием средств. В "Сколково" существует пять приоритетных направлений (биомед, энерготех, IT, космос, ядертех), как и записано в законе. Но есть еще авиация, транспорт — колоссальное инновационное направление. Космос в "Сколково" есть, а транспорта почему-то нет. Индустриальный мир, а затем и Китай много средств вложили в инновационный транспорт и этим резко повысили индустриальную мощь и инвестиционную привлекательность страны. Энерготех, конечно, влияет на транспорт, но не полностью. Также пока что среди принятых проектов нет значимых проектов в области космоса и ядерных технологий. Статистика пока не репрезентативна, но космос для России — это очень дорого.
Марина Удачина, директор Института инноваций инфраструктуры и инвестиций:
В "Сколково" уже есть отдельные результаты, что, на мой взгляд, позволяет надеяться, что такая планомерная работа позволит к 2014 г. иметь физическую инфраструктуру, как и планировалось.
Тематика отобранных проектов прежде всего зависит от активности тех, кто подает заявки. Также количественные диспропорции среди принятых проектов в сторону биомедицинских технологий и IT можно объяснить тем, что контрагентов в области космоса и ядерных технологий не так много, как в IT или медицине. Космос и ядерные технологии - глобальные направления, и игроки там очень крупные, так что если сравнивать, то количество проектов в этих направлениях будет меньше, но финансирование больше. Для IT-проекта нужно несколько программистов, для космического корабля - тысячи человек.
Что касается финансирования, то для проектов резидентов "Сколково", которые на него претендуют, существует инвесткомитет, задача которого состоит в профессиональной оценке, в том числе экономической целесообразности, реализации проектов.
На этот проект уже выделены значительные ресурсы, думаю, что и после выборов он сохранит свою актуальность. По крайней мере, оба лидера говорят о том, что инновации и модернизация приоритетны для нас, и этот проект вписывается в эту концепцию.