Когда ждать перестановок в правительстве?
Минувшая неделя стала очередным образчиком российской «политики жеста и сигнала»: про выборы 2012 г. публично высказались почти все, кто мог. Но ясности от этого совсем не прибавилось, а быть может, ее стало даже меньше. Соответственно, несмотря на все призывы, дискуссия и возбуждение вокруг темы президентских выборов вряд ли хоть сколько-нибудь утихнут.
Чтобы сберечь нервы, самое время вновь вспомнить, что в российской политике есть только один самый верный индикатор реальных политических решений: безусловным признаком сущностных политических поворотов событий чаще всего являются кадровые рокировки, в частности реформы и перестановки в федеральном правительстве.
Соответствующую политическую традицию заложил еще Борис Ельцин – и самой конституционной схемой разделения президентской и исполнительной власти, и собственным политическим стилем неожиданных кадровых загогулин. Основной пружиной политических изменений и периодических перекроек баланса сил в элите при первом президенте всегда были интриги вокруг поста премьер-министра и пула вице-премьеров. В конечном счете и операция с преемником Ельцина принципиально решалась именно на этой политической площадке.
При президентстве Владимира Путина кадровая политика стала иной, но и в эти годы серьезные политические повороты практически всегда были маркированы более или менее масштабными реформами кабинета министров. Так, отставка кабинета Михаила Касьянова накануне президентских выборов 2004 г. окончательно оформила содержательный водораздел между первым и вторым президентскими сроками Путина. В ноябре 2005 г. назначение Дмитрия Медведева первым вице-премьером по нацпроектам в кабинете Михаила Фрадкова было самым предварительным стартом извилистой дистанции к выборам 2008 г. В сентябре 2007 г. отставка Фрадкова и выдвижение на пост главы правительства Виктора Зубкова означали проведение последней операции прикрытия в гонке преемников и начало подготовки Путиным своего перехода в кресло премьер-министра после избрания главой государства Дмитрия Медведева.
При тандемократии политические механизмы, естественно, изменились. Смена или перетряска правительства, являвшаяся до того наиболее эффективной и применяемой технологией политической перезагрузки власти, стала (за исключением точечных решений) практически неприменимой. Тем не менее есть немало оснований предполагать, что в предвыборной кампании 2012 г. возвращение к этой теме произойдет. И реорганизация кабинета министров еще сыграет в сценарии выборов свою важную роль.
Для предвыборных реформ правительства есть три временных окна: фактически наступивший конец весны, конец лета – начало осени и еще «новогодний подарок»: декабрь нынешнего или январь – начало февраля будущего года.
Весенние перемены в составе правительства, если они вдруг случатся, будут, скорее всего, связаны с итогами предстоящего уже в среду ежегодного отчета правительства перед Госдумой, а также с подготовкой партийной системы к парламентским выборам. В Белом доме может появиться больше политических министров от «Единой России», а не только чиновников и финансистов. Некоторые правительственные перестановки явно может спровоцировать и перезапуск «Правого дела», если этот проект не умрет окончательно. В целом, однако, весенний ремонт Белого дома предельно ясного ответа на вопрос о кандидате в президенты на 2012 г. может и не дать. Но план на думские выборы и общая диспозиция президентской гонки станут намного прозрачнее.
Если же речь пойдет об осенней замене кабинета министров, то такая реформа в политическом смысле будет явно более жестко заточена непосредственно под 2012 г., перегруппировку политических сил и элит именно под решение вопроса о власти в Кремле. Соответственно, о принятых главных решениях по этому поводу будут свидетельствовать характер кадровых перестановок, перемещение нынешних высокопоставленных чиновников между кабинетами Кремля и Краснопресненской набережной или же приход в правительство новых людей. Возможно, что сами перестановки в правительстве окажутся совмещенными в политическом времени с последним в рамках нынешнего срока полномочий ежегодным посланием президента Медведева Федеральному собранию. В этом случае перед нами будет явный старт именно его переизбрания на второй срок.
Наконец, перемены в правительстве могут произойти накануне или сразу после новогодних каникул. К этому времени главный кандидат на выборах 2012 г. уже в любом случае будет назван – это произойдет не позднее середины декабря, когда будут подведены окончательные итоги парламентских выборов 4 декабря и уже официально начнется президентская кампания.
Однако и в этом случае реформа правительства должна будет сыграть важную роль. Будущему президенту нужно будет начать перестраивать под новые реалии работу вертикали власти. Зимняя реформа кабинета также довольно четко покажет, сохранится или нет после выборов схема правящего тандема в своем нынешнем или зеркальном виде.
Наконец, одной из составляющих самой избирательной кампании станет предъявление избирателям элементов поствыборного курса и той команды, которая должна будет его реализовать. Если перекройка правительства на предстоящие годы пройдет еще до выборов, это позволит новому кабинету начать полноценно работать сразу после мартовского голосования, а не ждать еще несколько месяцев, пока пройдет инаугурация и затем все рассядутся по новым местам. Немаловажный момент, если учесть, что на 2012–2013 гг. у российских властей существуют большие планы экономических реформ.