Почему Путин и Медведев не решатся конкурировать на выборах

"Ведомости" провели опрос экспертов

Какова вероятность того, что и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев выдвинутся на выборах?

Дмитрий Бадовский, заместитель директора Института социальных систем:

Это не противоречит законам физики и политическим условиям, поэтому возможно. Другое дело — вероятность подобного сценария достаточно низка. Прежде всего это могло бы спровоцировать достаточно серьезные проблемы, связанные с состоянием бюрократии региональных элит, бизнеса, могло бы плохо сказаться на политической управляемости. Понятно, что, в принципе, такой сценарий развития событий мог бы стимулировать формирование двухпартийной системы и определенным образом повлиять на конкурентность выборов, на доверие к ним, но это - гипотетические вещи. Тогда как проблемы раскола в элитах, проблемы управляемости, дееспособности управляющего аппарата вполне ощущаемые вещи.

Во-первых, Путин и Медведев всегда заявляли о том, что скорее договорятся и примут совместное решение. В этом случае совместное выдвижение было бы их согласованным решением, связанным с представлением о том, в какую сторону должна развиваться наша политическая система, а именно движение к двухпартийности существования правящего класса. В этом случае стратегически понятно, о чем речь, но издержки сейчас могут оказаться достаточно существенны. Логичнее начинать не с президентских выборов в этом случае, а с парламентских. Поэтому, на мой взгляд, возникала идея «Правого дела» и остается подвешенной до сих пор.

С другой стороны, это может быть и несогласованное решение. Тогда это еще в более чистом виде вариант какого-то раскола. Но вряд ли кто-то в этом заинтересован, поскольку издержки этого могут оказаться достаточно существенными.

Владислав Иноземцев, основатель и научный руководитель автономной некоммерческой организации «Центр исследований постиндустриального общества», главный редактор журнала «Свободная мысль»:

Оцениваю такую вероятность не слишком высоко. Хотя, в принципе, это было бы идеально, так как сейчас масштаб использования административного ресурса на выборах очень велик. Поэтому никто не верит в какие-то объективные результаты. Кто бы из них двоих не пошел бы в одиночку против всех, естественно, победа ему обеспечена, и доверие к таким выборам будет ниже, чем ко всем предыдущим выборам. Соответственно, если бы пошли оба, то никто из других кандидатов во второй тур не прошел бы и выиграл бы опять же кто-то из двоих. Но тогда уже никто - ни на Западе, ни в России - не мог бы сказать, что эти выборы - недемократические. Это было бы отличной комбинацией: не меняется ни система вертикали, ни политическая система страны — полная консервация. Риск минимален, а эффект поразителен.

Но здесь сыграет роль предосторожность со стороны Путина, который рисков не приемлет, даже минимальных. Риск со стороны того, что победит кто-то третий, очень мал. Все-таки все игроки управляемы. Но вот если выиграет Медведев, то для Путина это означает понижение статуса. Одно дело — премьер, который выдвинул президента, другое дело - премьер, который проиграл на выборах. Для него проигрыш означал бы обеспечение стабильности той системе, которую он создал, но потеря места в этой системе. Но для Путина это неприемлемо — он больше заботится о себе, чем о деле.

Ольга Крыштановская, руководитель сектора изучения элит Института социологии РАН:

Вероятность этого близка к нулю. Путин и Медведев выдвигались одной партией. Обычно такие вопросы, как внутрипартийная конкуренция, решаются на праймериз, как было, например, у Хиллари Клинтон и Барака Обамы. Было бы странно, если бы они пошли вдвоем на выборы президента. У нас, конечно, не совсем такая же партийная система, как в США, но логика любых выборов в том, что разные политические силы выставляют своих кандидатов.

На мой взгляд, теоретически выдвижение на выборы Путина и Медведева усилило бы политическую конкуренцию. Легитимность таких выборов была бы выше. Но есть существенные минусы — раскол элиты, взаимные нападки, которые могли бы негативно сказаться на российском обществе. Уж лучше публичные внутрипартийные праймериз, чтобы на выборы шел человек, победивший внутри партии.

Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий:

Вряд ли. В этом случае будет серьезный кризис системы. Всей элите придется определяться, с кем они, на кого работать. Начнется очень сильная турбулентность, а это очень рискованно для системы. Особенно в нынешней не очень благоприятной ситуации, когда городские средние слои населения отходят от партии власти, усиливаются протестные настроения, увеличивается количество поклонников оппозиционных течений.

За этим скрываются серьезные проблемы - общество утратило перспективы. На выборах в 2007-2008 гг. все было более-менее ясно: экономический рост, нам везет, страна встала с колен, дальше будет еще лучше, Запад впадает в кризис, а мы — островок стабильности. Сейчас же настроения совсем другие: существующий экономический рост носит сугубо восстановительный характер, того роста доходов, что был в 2006-2007 гг., нет. Ощущение неопределенности усиливается, люди в сложном психологическом состоянии. Дискуссии о различных изменениях — повышение пенсионного возраста, проект образовательных стандартов и т. п. — сначала появляются в публичном пространстве, потом исчезают. «И что? - думают люди. — Значит, что-то готовится». Даже если правительство ничего не предлагает, население видит в их инициативах двойное дно, которое грозит чем-то неприятным. Народ готовится к худшему. В элитах меняются настроения — года три назад нельзя было себе представить историю вокруг «Роснефти» и ВР.

Если еще и на верхах будет неопределенность, неясность целей и отсутствие перспектив, турбулентность может создать большие проблемы для существующей системы. Так что, скорее всего, Путин и Медведев договорятся. У них есть инстинкт самосохранения, как и у всей системы, которую они создавали. Медведев сейчас хочет ускорить процесс, а Путин, наоборот, отложить — ему свойственно принимать решения в последний момент, чтобы оставлять себе большое поле для маневра.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики:

Вероятность статистически невелика. Надо смотреть здраво - и Путин, и Медведев могут идти на выборы только как кандидаты от правящей в последние годы команды. Это кандидаты от действующей власти, они берут на себя и преимущество, и риск, связанные с отношением к действующей власти. Если они разделятся, то один из них должен будет критиковать власть, попадая в глупое положение, потому что он будет критиковать то, к чему сам имеет отношение.

Сама концепция тандема консолидирует правящую элиту, и единый кандидат идет от этой консолидированной элиты. Он гарантирует ей безопасность и реализует задачи развития страны. Идти вдвоем — это перечеркнуть эту концепцию. Первый риск в том, что тот, кто выходит из тандема и начинает критиковать власть, сразу теряет очки в глазах избирателей, так как он выглядит нарушителем мира в стране, отказавшимся от союза. Такой проблемы нет у оппозиционных кандидатов. А тот, кто останется представлять власть, не сможет дать гарантии всего истеблишмента, так как будет представлять лишь его часть.