Можно ли руководителю врать ради мотивации?
Создать и поддерживать правильную мотивацию у сотрудников – одна из основных задач хорошего лидера. Нет мотивации – не будет и желания работать. Как следствие – не стоит ждать достойных результатов этой работы. Есть множество моделей, как повысить мотивацию людей. Но авторы этих моделей очень часто не учитывают двух крайне важных предпосылок, без которых не создать нужного настроения у окружающих.
Во-первых, необходимо всегда помнить, что не мы создаем мотивацию у людей, а люди мотивируют сами себя. Поэтому, пытаясь создать правильное настроение у людей, нужно в первую очередь иметь для себя четкий ответ на вопрос: «А что в том, что я им предлагаю, выгодно им?» Существует простая формула: Мотивация = Ожидаемое удовольствие от требуемого процесса + Ожидаемая ценность конечного результата, оцениваемая с учетом предполагаемых затрат энергии, сил, времени, а также утраченных возможностей. Чем меньше слагаемые – тем незначительнее будет их сумма.
Во-вторых, как ни странно, важно учитывать, что иррациональное поведение для людей так же важно, как рациональное. Лучшей иллюстрацией такого подхода служит фраза Джеймса Дина: «Мечтай так, словно будешь жить вечно, живи так, словно умрешь сегодня». Забудьте о том, что людьми двигают разумность и здравый смысл. История показывает, что абсолютному большинству свойственно сегодня думать одно, а завтра менять свое мнение на противоположное.
В таких условиях работают все лидеры. Только у одних получается правильно мотивировать свою команду и добиться успеха, а у других – нет. Чтобы не встать в ряд последних, главное – следовать трем основным требованиям. Первое: все люди хотят знать, что именно происходит вокруг них. Мало что раздражает людей сильнее, чем когда они слышат о проблемах или величайших успехах их собственной компании от третьих лиц. В то же время, если подчиненные видят, что их руководители делятся с ними всей возможной информацией, они чувствуют, что о них заботятся. Второй важный момент – объяснять сотрудникам принимаемые решения. Люди уже не хотят довольствоваться конечными распоряжениями, им важно понимать, исходя из каких соображений были приняты те или иные решения, а также то, что теперь требуется от них. Это требование само собой подводит к третьему пункту – люди хотят не только выполнять задания, но и участвовать в процессе принятия решений и в процессе их обсуждений. Это дарит им ощущение причастности к успеху, что очень способствует росту лояльности и мотивации.
Все это приводит нас к ответу на начальный вопрос – можно ли врать. Врать, конечно, можно, но результат вряд ли будет позитивным. Мир изменился, все больше людей в ходе интервью и собеседований повторяют, что им необходимо, чтобы их мнение слушали и воспринимали. Большинство из них не боятся проиграть, они боятся быть безучастными, не боятся столкнуться с проблемами, а боятся плыть по течению. Нет компаний, которые не сталкивались бы с проблемами, но выплывали лишь те, кто не скрывал свои проблемы от собственных сотрудников, а пытался решить их вместе. В конце концов, всегда стоит помнить фразу Марка Твена: «По-настоящему великие люди заставят тебя почувствовать, что и ты можешь стать великим».