Блогеры в России неизвестны

Продолжающиеся проблемы «Живого журнала» совпали по времени с опросом (или спровоцировали его?) «Левада-центра», в котором 1600 россиян из 130 населенных пунктов 45 регионов прокомментировали свои отношения с интернетом и блогерами.

Попытка назвать трех интернет-блогеров, к чьему мнению по общественно-политическим вопросам граждане более всего прислушиваются, дала следующие результаты: Медведев – 2%, Путин – 2%, Лебедев Артем – 1%, Навальный – менее 1%, Касперский – менее 1%, нет ответа – 95%. Надо отметить, что статистическую погрешность по таким исследованиям «Левада-центр» выставляет в 3,4%. То есть, получается, любой блогер в России – за гранью статистической погрешности.

Внутри этой погрешности, впрочем, можно отметить любопытные вещи. Например, блогер Алексей Навальный по известности уступает блогеру Дмитрию Медведеву каких-то полтора процента. Но самый выдающийся результат, конечно, у Владимира Путина, который получил равный Медведеву рейтинг, вовсе не имея интернет-дневника.

Тотальная же неизвестность блогеров объясняется просто: 62% населения до сих пор не пользуются интернетом.

Наверное, логично и то, что рейтинг блогеров возглавили Медведев и Путин. Они главные медиазвезды в России, главные ньюсмейкеры и политики. Стабильно высокие рейтинги доверия к тандему (пусть они и стали снижаться в последнее время) отражают не личную оценку гражданами конкретной пользы от тех или иных действий лидеров, а их представления о верховной власти, которая должна просто быть. В том числе быть в интернете, которым граждане не пользуются. Как ни назови Путина – блогером или премьером, – он начальник, надо прислушиваться.

Точно так же, не веря в партии и честные выборы, граждане все равно ходят на выборы, видя в них ритуал демонстрации лояльности власти. Кстати, социологи одновременно попросили граждан оценить «людей, находящихся у власти». По мнению опрошенных, эти люди обеспокоены собственной выгодой (27%), стремлением удержаться у власти (27%), интересами развития страны (14%), национальной безопасностью (10%), защитой крупных корпораций (12%), благосостоянием обычных граждан (3%).