Белорусские выборы прошли по привычке
Александр Лукашенко, как и ожидалось, выиграл очередную президентскую кампанию за явным преимуществом. Действующий президент весьма жестко закрепил статус отца нации и бессменного лидера страны. И одновременно упустил прекрасную возможность победить в честных и прозрачных выборах, победить красиво и решительно улучшить международную репутацию, оставляющую желать много лучшего.
Социальный патернализм, понятная гражданам экономическая политика и весьма успешное использование союзнических отношений с Россией в собственных интересах позволили Лукашенко заметно повысить благосостояние непритязательных белорусских граждан. Исследование «Евразийского монитора» показало, что уровень удовлетворенности жизнью и социального оптимизма в Белоруссии примерно равен российскому – при значительно более низком уровне жизни. По мнению Натальи Лещенко из лондонского Института государственных идеологий, Лукашенко умело играл на настроениях избирателей, создал образ отца нации, умелого и рачительного хозяина общего дома для большинства белорусов. Его соперники, пытавшиеся рационально обосновать свои претензии на высший пост в государстве и апеллировать к европейским ценностям, остались непонятными для многих граждан, особенно в глубинке. Кроме того, у оппозиции не нашлось сильного лидера с яркой харизмой, она осталась разобщенной. Наконец, информационная война Москвы (в лице центральных телеканалов) против белорусского президента с использованием средств массового поражения умов скорее укрепила его образ национального лидера, мужественно сопротивляющегося экспансии Кремля и «Газпрома», нежели поколебала веру белорусов в него.
Лукашенко в любом случае победил бы конкурентов с громадным отрывом – без шансов на второй тур. По данным предвыборного исследования компании «TNS-Украина», за Лукашенко намеревались голосовать 57% белорусов, за лидеров оппозиции Владимира Некляева и Андрея Санникова – немногим более 5%. Белорусский центризбирком мог смело приглашать сотни иностранных наблюдателей для контроля за процедурой выборов и подсчета голосов в каждую деревню, воинскую часть и следственный изолятор – и честная победа Лукашенко была бы удостоверена.
Вместо этого президент и его окружение превратили выборы в «выборы» и добились победы методами, которые могут поставить ее под вопрос и подорвать международную легитимность режима Лукашенко.
Жестокий разгон митинга протеста в центре Минска осудил председатель Европарламента Ежи Бузек. Массовое досрочное голосование (почти пятая часть избирателей) и методика подсчета голосов вызвали вопросы у большинства наблюдателей. Директор «TNS-Украина» Николай Чурилов сказал «Ведомостям», что не понимает смысла мониторинга настроений избирателей: «Зачем приглашали при таком проценте досрочно проголосовавших?»
Получается, что Лукашенко и его соратники, зачистившие политическое поле страны от серьезных соперников, испугались в какой-то момент получить на открытых и честных выборах существенно меньше голосов, чем в кампанию 2006 г. (83%), и всеми возможными методами подстраховались от неприятностей, проведя, по сути дела, очередной референдум о доверии президенту. «Эти выборы не позволили политическому руководству Белоруссии выйти на новый уровень», – резюмировал глава временной наблюдательной комиссии ОБСЕ Тони Ллойд.
Пример Белоруссии может оказаться заразительным для будущих думской и президентской кампаний в России. Официальная реакция Кремля, объявившего победу Лукашенко «внутренним делом», показывает, что российская власть размышляет, какие выборы ей организовать в 2011–2012 гг. Имея сопоставимые с белорусскими гарантии победы правящей партии на парламентских выборах (за исключением отдельных регионов) и кандидата от тандема на президентских, кремлевские бюрократы могут, как батька, испугаться существенного падения результатов и вновь провести выборы по советско-белорусским образцам. Благо некоторые кавказские регионы могут дать даже Белоруссии существенную фору.