Новая Аmnesty International или новая "Аль-Каида"?
За две недели до того, как Wikileaks начал публикацию дипломатической переписки, Алек Росс, ведущий консультант госдепартамента по инновациям, убежденный в спасительной роли интернет-технологий, произнес пламенную речь на конференции в Чили. Росс говорил о «противостоянии открытых и закрытых обществ», в котором побеждает, конечно, открытость. Никто с этим не спорил, но Россу тем не менее удалось вызвать резкое раздражение аудитории. Он сказал, что современные сетевые технологии – это «Че Гевара XXI века». «Значит ли это, что вы их тоже попытаетесь уничтожить?» – съязвил кто-то из слушателей. И действительно, уже через несколько дней американские чиновники осознали, что сетевой мир не так благосклонен к ним, как им бы хотелось.
Сейчас, когда в Америке уже добрую неделю обсуждаются планы мести Джулиану Ассанжу, этот вопрос из зала выглядит пророческим. Сара Пэйлин призвала правительство «выследить и затравить» создателя Wikileaks. Комментатор правого толка Раш Лимбо высказался в ностальгическом ключе, напомнив о старых добрых временах, когда «Ассанж получил бы пулю в голову или умер бы от отравления свинцом». Сенатор Джо Либерман уже прославился в этом году фразой: «Если Китай может закрыть доступ к интернету, то что мешает нам делать то же самое?» На днях Либерман потребовал, чтобы американские компании, предоставляющие доступ к сети, прекратили сотрудничество с Wikileaks. Некоторые компании последовали призыву, сделав сайт Ассанжа цифровым беженцем в стране, где приверженность первой поправке к конституции обычно приветствуется.
Американским властям еще предстоит осознать, что в их интересах быть благосклонными к Ассанжу. Преследования сделают из него мученика, который терпит лишение от гонителей свободы слова. Wikileaks из горстки добровольцев способен превратиться во всемирное движение политизированных сумасбродов, требующих мести. Сегодня сторонники Wikileaks говорят об информационной открытости, но очень быстро они могут сменить тему и начать говорить на языке антиамериканизма, антиимпериализма и антиглобализма.
На мой взгляд, Ассанж больше похож на студента, еще не определившегося со специальностью, чем на человека с ясным планом действий. Мне представляется, что события могут развиваться по двум направлениям. Первое – Wikileaks превращается в радикальную международную сеть, систематически бросающую вызов власть имущим, будь то правительства или компании, – просто ради того, чтобы подорвать «систему». Декларируемое сейчас сторонниками Ассанжа стремление к прозрачности государств, пусть и реализуемое не самым удобным для всех образом, может стать оружием гнева.
Второе направление – Wikileaks развивается в более благоразумном ключе, зачатки чего уже видны: сотрудничество с традиционными СМИ, готовность не публиковать деликатную информацию, готовность предоставить специалистам возможность оценить опасность публикации и наложить на отдельные материалы вето. Иными словами, выбор прост: превратится ли Wikileaks в новые «красные бригады» или в аналог Transparency International. Попытки принудить Ассанжа выбрать первый путь будут иметь более катастрофические последствия для интересов США, чем нынешняя публикация дипломатических депеш.
Урок прошлой недели в том, что компьютерные зануды могут представлять собой реальную силу. Многие из них и так злы на американское правительство за борьбу с пиратством и охоту на известных хакеров. Активные попытки преследования Wikileaks (блокирование интернет-адреса, преследование сотрудников сайта) может сделать Ассанжа или того, кто займет его место, главой нового глобального движения, которому по силам парализовать работу правительств и компаний в любой точке земного шара.
Еще больше запутывает ситуацию то обстоятельство, что сторонники Ассанжа – это те самые люди, с которыми Вашингтону нужно дружить, чтобы проводить в жизнь свою сетевую повестку дня и бороться с интернет-цензурой в авторитарных странах вроде Китая и Ирана. Белый дом ведет кампанию по продвижению идеи «открытого правительства» во всем мире. Действия США, направленные против тех, кто верит громким заявлениям Ассанжа, будут прямой помехой самой американской политике. В самом деле, призывы к открытому правительству странно выглядят на фоне борьбы с теми, кто в своей биографии на «Твиттере» пишет: «Мы открываем правительства».
Что случится, если США решат не преследовать Wikileaks и его партнеров? Обнародованные дипломатические депеши вряд ли нанесут серьезный ущерб малоприятным режимам в России, Китае или на Ближнем Востоке. Но в будущем организации вроде Wikileaks смогут сослужить хорошую службу Западу в поддержке демократии и защите прав человека в мире. Организации вроде той, что стоит за Wikileaks, уверены, что информация – это мощный ресурс. Но борцы за прозрачность добьются большего, если будут работать совместно с неправительственными организациями, такими как Human Rights Watch и Amnesty International, и если будут продолжать сотрудничать с традиционными медиа, способными квалифицированно обработать гигантские объемы информации.
Именно к сотрудничеству с этими ответственными силами (а не в объятия к оголтелым ненавистникам Америки) Вашингтон должен попытаться подтолкнуть Ассанжа и растущую армию его сторонников. Если взяться за дело умело, то государством, выигравшим от энтузиазма Че Гевар XXI века, станет Америка.