Что заинтересовало "Роснано" на Дальнем Востоке
В субботу вернулся из командировки в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Владивосток. Это была очередная плановая поездка по регионам с целью поиска партнеров, вместе с которыми РОСНАНО может создавать новые высокотехнологичные бизнесы на основе нанотехнологий. За два года мы объехали более двух десятков регионов, и из каждой такой поездки мы привозим будущие проекты. Вернувшись с Дальнего Востока, могу с уверенностью сказать, что эта поездка не станет исключением. Но обо всем по порядку…
Мы вылетели в Хабаровск в ночь на 1 декабря и уже через 2 часа после прилета в сопровождении губернатора Хабаровского края Вячеслава Ивановича Шпорта начали знакомиться с выставкой «Дальневосточные проекты в формате НАНО».
Там было собрано больше двух десятков проектов, в том числе в области металлургии, энергетики, производства кабельной продукции, металлорежущих инструментов, композиционных материалов, систем очистки воды, фармацевтики, газохимической и нефтехимической промышленности. Разработчики четырех проектов уже подали заявки в РОСНАНО, и сейчас эти заявки проходят нашу научно-техническую экспертизу. Три из них - из Якутии, четвертый – с Сахалина. Кроме этого, есть уже реализуемый проект по добыче германия в Приморье. Собственно, это все проекты, которые на сегодняшний день поданы и реализуются в РОСНАНО из всего Дальневосточного федерального округа. Это, конечно, мало. Вместе с тем, на выставке было несколько очень интересных новых проектов, авторов которых я просил дать заявки в ближайшее время. Например, очень серьезный проект по газохимии в Якутии. Яркий проект из Камчатки, с моей родной Мутновской геотермальной станции. Там предлагается использовать геотермальный теплоноситель не только для выработки электроэнергии, как это сейчас делается, но и для выделения из него золей, гелей и других ценных компонентов. Это позволит, по сути, дважды иcпользовать все уже пробуренные для добычи и реинжекции теплоносителя геотермальные скважины. Очень хороший проект у Амуркабеля по производству бортовых проводов – современных высокотехнологичных облегченных кабелей для авиастроения. Боюсь только, у нас будут проблемы с доказательством наличия там нанотехнологий. Остроумный проект по добыче рения на Курильских островах, где вулкан уже проделал часть технологического цикла и выпаривает смесь, содержащую рений, и выбрасывает ее на поверхность земли.
После выставки у нас было полчаса на короткую обзорную экскурсию по Хабаровску.
Хабаровск - город с относительно недолгой, но совершенно уникальной историей. Она настолько значима для истории всей страны, что я попробую сказать об этом отдельно.
На фото сквозь ветви деревьев вырисовываются контуры памятника Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, который заключил важнейший для России Айгунский договор с Китаем.
Во второй половине дня мы посетили несколько предприятий, осуществляющих проекты с применением нанотехнологий.
Очень хорошее впечатление произвел завод «Дальэнергомаш», который производит газовые турбины небольших мощностей, насосы, компрессоры и другие агрегаты для энергетики. Он никогда не рассматривался раньше в качестве технологического лидера отрасли, но сейчас нам показали совсем недавно освоенную технологию нанесения гибридных наноструктурированных покрытий на лопатки газовых турбин. Особенно порадовало, что этим инновационным проектом на предприятии занимается совсем молодой начальник технического отдела Вячеслав Никишечкин, который совсем недавно защитил диссертацию по нанопокрытиям (на фото Вячеслав Леонидович показывает мне те самые лопатки для газовых турбин).
Это как раз то, что мы уже несколько месяцев предлагаем сделать технологическим лидерам отрасли – в Рыбинске, Уфе, в Перми. Будет здорово, если хабаровские турбостроители вырвутся вперед. Они сделали на это сильную заявку – ведь есть не просто разговор, а первое самостоятельно изготовленное коммерческое (для живого потребителя!) изделие, и мы им обязательно поможем!
На следующий день из Хабаровска мы полетели на «Комсомольское-на-Амуре Авиационное Производственное объединение им Ю.А. Гагарина». КНААПО - безусловный флагман российских инноваций. Здесь разрабатывают и собирают многоцелевые истребители семейства СУ, а также долгожданный среднемагистральный гражданский лайнер SUKHOI SUPERJET 100.
Должен сказать, что масштаб этого производства и его высочайший технологический уровень просто поражает. Для того чтобы замахнуться на новый современный продукт – среднемагистральный самолет - на КНААПО полностью переоснастили и всю конструкторскую инфраструктуру, и всю производственную базу. Проектирование самолетов в КНААПО осуществляется в современных цифровых технологиях в онлайне с ОКБ Сухого в Москве. Выработанная конструкторская документация попадает прямо в цифре на уникальные обрабатывающие центры, изготавливающие изделие в металле. Инвестиции предприятия только в оснащение рабочих мест конструкторов и информационную инфраструктуру составили примерно полмиллиарда рублей. Конечно, это фантастический успех коллектива, но за этим стоит один человек - настоящий лидер: Михаил Асланович Погосян. Я помню, как он начинал проект еще в самом конце 90-х – сколько скепсиса, неверия, а то и подозрений и нелепых обвинений вызывала его идея – сделать новый, современный, конкурентоспособный российский пассажирский лайнер. Ради этого Михаил Асланович прошел все, много лет еженедельно (!) на субботу и воскресенье вылетая из Москвы в Комсомольск и добился фантастического результата – около ста пятидесяти контрактов со всего мира на построенный авиалайнер! И именно сейчас – время триумфа: в декабре коммерческая поставка первого самолета! Можно только от души поздравить!
А вот и военная продукция. Фотографировать в сборочном цехе вообще-то нельзя. Но я не удержался и залез в кабину, а такой ракурс Денису Белозерову снять разрешили.
Для РОСНАНО особый интерес представляет тематика использования в конструкции самолетов композиционных наноструктурированных материалов, которые по целому ряду важнейших характеристик превосходят традиционные материалы для авиастроения. Композиты существенно легче и при этом прочнее. Сейчас можно говорить о том, что вопрос использования или неиспользования композитов в конструкции самолетов является вопросом выживания - или невыживания – отечественного самолетостроения.
Так вот, в конструкции самолета SUKHOI SUPERJET 100 – 12% используемых материалов – это композиты. Это уже неплохо, но в проектируемом SUKHOI SUPERJET 130 доля композитов вырастет до 25%. И хотя в новом Boing 787 нанокомпозиты составляют уже 52%, но для среднемагистральных самолетов, к которым и относится SUKHOI, 25% - это вполне мировой уровень. Очевидно, что использование новых сверхлегких и сверхпрочных композиционных материалов - это тенденция и необходимое условие конкурентоспособности для продукции самолетостроения. В Комсомольске-на-Амуре это хорошо понимают. Хорошо понимаем это и мы в РОСНАНО. Потому для развития производства композиционных материалов мы создали компанию «Композит», которая, как мы надеемся, может стать ключевым партнером КНААПО.
Мы своими глазами увидели и все стадии сборки SUKHOI SUPERJET 100.
И даже зашли в уже готовый самолет. Через пару часов он улетел в Сочи, где Погосян при поддержке Президента и Премьера представлял его Сильвио Берлускони.
Кабина пилотов
Ну а нам из-за надвигавшегося циклона надо было срочно вылетать во Владивосток, чтобы успеть приземлиться до закрытия аэропорта. Успели – прилетели вечером того же дня. Из-за снегопада и сильного ветра движение на дорогах было практически парализовано. Тем не менее, нашу программу мы выполнили. Встретились с губернатором Приморья Сергеем Михайловичем Дарькиным, побывали в Дальневосточном федеральном университете, где его ректор Владимир Владимирович Миклушевский показал нам прекрасно оборудованные научно-образовательные центры «Нанофизика и нанотехнологии» и « Информационные технологии и оптоэлектроника». Очень интересные разработки по магниторезистивной памяти. Это направление мы считаем крайне перспективным, готовимся к крупному международному проекту с серьезным строительством в России. Если удастся – будем включать ДВФУ в будущий R&D центр этого проекта. Любопытные работы по фемтосекундным лазерам. Владимира Владимирович рассказал о стратегии развития ДВФУ. А планы у университета воистину грандиозные: все, что будет построено на острове Русский после саммита АТЭС перейдет в его собственность. Он должен стать научно-образовательным центром международного уровня.
Затем мы отправились в Тихоокеанский институт биоорганической химии Дальневосточного отделения РАН, в котором под руководством академика Валентина Ароновича Стоника на основе собственных биологически-активных субстанций налажено опытное производство новых лекарств и биопрепаратов.
Разработки этого института действительно уникальны и на их основе вполне может получиться реальный бизнес. Мы готовы поучаствовать в его создании, поскольку речь идет именно об инновационной фармацевтике на основе российских ноу-хау. Так же, как в создании еще, как минимум, 10-15 других проектов на основе нанотехнологий, с которыми мы познакомились на Дальнем Востоке.
В целом впечатление двойственное. С одной стороны - очевиден серьезный инновационный потенциал, который вне всяких сомнений есть у Дальнего Востока, и который мы с коллегами увидели своими глазами. С другой стороны – крайне слабое понимание у ученых и у руководителей научных организаций современных технологий его коммерциализации. До сих пор сохраняется непонимание фундаментального различия между НАУКОЙ и ИННОВАЦИЯМИ. Наука – это превращение денег в знания. А инновации – это превращение знаний в деньги. Но ведь это и означает, что серьезная работа по выстраиванию инфраструктуры коммерциализации результатов НИОКР способна, в том числе здесь – на Дальнем Востоке, привести к созданию масштабного инновационного сектора экономики.
Разные регионы в разное время включились в это конкурентное соревнование. Дальний Восток несколько подзадержался на старте. Но это отнюдь не означает, что отставание безнадежно. Уверен, что здесь могут успешно развиваться десятки инновационных проектов, многие из которых – на мировом уровне. Мы в РОСНАНО сделаем для этого все необходимое.