Проблема пробок - в значительной мере психологическая и культурная

От Сергея Собянина ждут решения нерешаемой транспортной проблемы. Официальные СМИ уже создают образ умелого администратора, который пришел, чтобы вытащить пробки из транспортных артерий мегаполиса, благо под это создана и должность специального вице-мэра, и поручение лично от президента получено. Боюсь, что с первых дней правления новый мэр начинает попадать в ловушку напрасных ожиданий. Решить проблему транспортного коллапса возможно, но цена решения при любом из избранных вариантов будет перевешивать восторг первоначальных ожиданий.

Юрий Лужков «допустил» пробки не потому, что закрывал на них глаза или не знал, как с ними справиться. Прежний мэр был вполне адекватен психологии москвичей, почему и продержался двадцать лет в кресле градоначальника (именно в 1990 г. он стал председателем Мосгорисполкома, и от этого года следует вести отсчет его славной деятельности). Он знал, что людям следует давать поблажки и что измученные семидесятилетним тотальным дефицитом граждане желают наконец-то наслаждаться индивидуальным комфортом. Оттого-то автомобиль в России стал не средством передвижения, а чем-то большим. Да и схема передвижения в мегаполисе (для того не приспособленном) поменялась в принципе, на что указывает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Человек более не желал пользоваться общественным транспортом, а ехал на работу и домой на личном автомобиле.

Как следствие, появились гаражи-ракушки, занявшие без всяких правовых оснований в Москве площадь в 3,75 кв. км (ущерб бюджета от неуплаты налога с такой площади – несколько десятков миллиардов рублей в год). Также в моду вошла парковка во дворах и на тротуарах, агрессивный стиль езды. На все эти «беззакония» мэрия закрывала длительное время глаза вполне обдуманно, бороться с ними означало бы восстановить против себя жителей. Иными словами, хаос на дорогах и во дворах был до известной степени выбором москвичей. Чья-то машина на газоне скорее всего вызывала понимание: человеку негде иначе встать, сегодня он, а завтра я.

Построить парковки возле дома для всех желающих, оснастить типовые панельки подземными гаражами и т. п. невозможно, так же как невозможно выселить несколько миллионов человек за город в таунхаусы и дома на одну семью. Этому существует только одна альтернатива – всемерное сужение сферы пользования автомобилем в городе, возвращение к общественному транспорту. Как единогласно утверждают специалисты, никакие новые эстакады, четвертые и пятые кольца ситуацию не изменят, а лишь приведут к еще большей нагрузке. Грубо говоря, чтобы спасти Москву от пробок, ничего расширять не нужно, скорее надо сужать.

Сергей Собянин в течение нескольких месяцев вполне уяснит себе эту нехитрую истину, подтверждаемую примером любого западного мегаполиса, и у него будет выбор: либо оставить все как есть, т. е. бесконечные пробки, в которых водители будут поругивать беспечную власть, либо «принять меры», но тогда степень недовольства автовладельцев будет трудно спрогнозировать.

Проблема пробок – проблема в значительной мере психологическая и культурная. Сегодня москвичи не готовы отказаться от ежедневного и интенсивного пользования автомобилем. Общественный транспорт воспринимается как унижение, удел маргиналов. Поэтому Собянину следовало бы сосредоточиться как на разъяснительной работе, так и на реальном улучшении работы метрополитена в первую очередь. Его заявление о необходимости сотрудничества с Московской областью в вопросе объединения транспортных систем – шаг в правильном направлении, неотложная необходимость. В Париже, например, как и в большинстве других городов, подземка плавно переходит в пригородную электричку. Граница между собственно «метро» и «не метро» давно размыта.

Но даже в комфортабельные поезда москвичи просто так не пересядут. Нужны жесткие ограничения и стимулы наподобие ограничений на въезд в центр города, исключительно платных парковок на улицах, суровых штрафов за стоянку в неположенном месте. Не случайно мэр Лондона, консерватор Борис Джонсон, победив левака Кена Ливингстона, так и не отменил введенную тем плату за поездки в центр. Увы, но только подобные меры подтолкнут москвичей сменить свои привычки.

Но вот что произойдет с популярностью Собянина? От него ведь ждут чуда, при котором никто не испытает неудобств. Ведь уже первые намерения его и министра транспорта Игоря Левитина по сносу ларьков и рынков у трасс и запрету движения грузовиков вызвали разочарование и сожаления, что «начинать нужно не с этого».