Западные модели интеграции мигрантов зашли в тупик
Канцлер ФРГ Ангела Меркель провозгласила провал политики мультикультурализма в стране. Выступая на съезде молодежной организации Христианско-демократического союза (ХДС), глава партии заявила, что попытка построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалилась». Проблема интеграции мигрантов в немецкое общество становится главной политической проблемой, теперь власти будут не только оказывать мигрантам поддержку, но и жестче требовать с них – в частности, знания языка и соблюдения законов страны. Речь Меркель адресована прежде всего избирателям – все-таки блок ХДС/ХСС считается правым, среди его сторонников в основном консервативно настроенные представители коренной национальности. Глава ХСС, премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер недавно в интервью журналу Focus также назвал идею мультикультурности «мертвой», потребовав не пускать в Германию мигрантов из Турции и арабских стран.
Мигранты в этом году в Германии вообще стали едва ли не главной политической темой. Социологические опросы показывают растущее беспокойство граждан по поводу того, что иностранцев стало слишком много, они не умеют говорить по-немецки и пытаются жить по своим обычаям.
Очевидно, что проблема имеет не только немецкое измерение. В последние годы большинство развитых стран сталкивается с ростом иммиграции. ООН оценивает численность международных мигрантов в 2010 г. в 214 млн (пять лет назад – 195 млн). 128 млн мигрантов проживают в развитых странах, и большинство из них (74 млн) – выходцы из развивающихся стран. Модная с 1980-х политика мультикультурализма (т. е. признания за культурными и этническими группами права на развитие и сохранение своей культуры) дает сбои.
В Великобритании в 2008 г. появился доклад Королевского института стратегических исследований, где утверждалось, что британское общество слабо и фрагментированно, в то время как не желающие интегрироваться мигранты сплочены, что создает условия для успеха исламских террористов. В Голландии и Франции миграционное законодательство в последнее время ужесточалось – вводились экзамены для мигрантов, отбор высококвалифицированных специалистов и т. д. Запрет на ношение хиджабов или высылка цыган из Франции – тоже проявления реакции на мигрантов. Любопытное исследование в 2007 г. было проведено в Англии: исследовательский центр Policy Exchange опросил британцев-мусульман и выяснил, что молодежь гораздо радикальнее взрослых, а взрослые считают, что государство переусердствовало с политкорректностью.
Но и альтернатива мультикультурализма – так называемый плавильный котел тоже дал течь. Главный адепт политики полной интеграции – США в последние годы также столкнулись с тем, что не могут «переплавить» тот объем мигрантов, который ежегодно обрушивается на страну. Отсюда строительство стены на границе с Мексикой и общее ужесточение миграционного законодательства.
Проблема миграции сегодня содержит в себе сразу несколько глобальных противоречий. Неудивительно, что развитый мир на данный момент не смог предложить внятной рабочей концепции политики интеграции мигрантов.
Во-первых, противоречие между глобальным рынком труда и национальным регулированием: законодательство о миграции конкретной страны зависит от избирателей, которыми большинство мигрантов не являются.
Во-вторых, противоречие между требованиями интеграции и ограничением возможностей для мигрантов. Справедливо, что вливающийся в общество человек должен знать язык, соблюдать законы и уважать культуру общества. Справедливо также и то, что при этом для него должны работать те же социальные лифты, что и для представителей коренного населения. Это удается совместить далеко не всегда. Та же Франция, в 1960-е строившая миграционную политику на полной интеграции выходцев из бывших колоний, может гордиться большим представительством их потомков в разных статусных группах и сферах деятельности, в том числе в элите страны. Однако и она столкнулась с тем, что значительная часть мигрантов оказалась в гетто и второе-третье поколение населения этих районов любит пожечь машины.
В-третьих, западное миграционное законодательство в общем построено на примате государственной общности: все жители прежде всего граждане, а потом уже представители той или иной национальности или религии. Однако представители радикального ислама, например, ставят под вопрос как раз гражданскую идентичность – для них на первом месте религиозная.
В нынешнем состоянии развитые общества не в состоянии справиться с объемом миграции. Признание Ангелы Меркель нужно рассматривать прежде всего как сигнал к серьезному осмыслению проблемы.