Ранняя диагностика заменит дорогие лекарства
В Индексе человеческого развития ООН за 2009 г. Россия заняла 71-е место, опустившись по сравнению с предшествующим исследованием на четыре позиции. Одна из главных причин столь печального положения – высокий уровень смертности, который не может компенсировать ни рост рождаемости, ни приток мигрантов. Особенно бросается в глаза растущая смертность людей трудоспособного возраста: если в ЕС и США здоровые и практически здоровые лица составляют 70–75% населения, то в России по отдельным заболеваниям (общая статистика отсутствует) показатели не превышают 50%. При этом отечественная медицина носит «ремонтный характер» и адресуется уже заболевшему человеку – хотя и врачу, и пациенту ясно, что успех лечения напрямую зависит от стадии патологического процесса – чем раньше оно начато, тем выше процент выздоровления (а если очаг патологии различим глазом врача-клинициста, то профилактикой заниматься уже поздно).
Между тем современная медицина все более концентрируется на ранней диагностике заболеваний, позволяя время от времени осуществлять профилактику и начинать лечение на стадии «предболезни». Эта тенденция сформировалась еще на рубеже 1980-х и 1990-х гг. с первыми шагами в направлении доклинической, в том числе пренатальной, диагностики и внедрения в практику последних достижений геномики, протеомики и нанотехнологий, позволяющих проникать внутрь живых биоструктур и создавать в них условия для визуализации очагов поражения, скрытых от ока клинициста. Убежден: будущее здравоохранения связано с превентивно-профилактической медициной в целом и доклинической диагностикой в частности.
Сегодня на повестке дня стоит разработка методики использования антител для прогнозирования заболеваний и их осложнений, поскольку именно антитела являются главной причиной патологического процесса. Современные технологии анализа полиморфизмов ДНК позволяют разрабатывать алгоритмы для персонифицированной медицины, опирающейся на результаты геномного и метагеномного сканирования. Биомониторинг здоровья с использованием введенных в организм человека биосенсоров позволит анализировать состояние организма и принимать решения практически в режиме реального времени, став сильнейшим инструментом превентивно-профилактической медицины. По сути, следует инициировать и реализовать программу, которую можно назвать «Антигенóм человека».
По какому сценарию могла бы развиваться обсуждаемая программа? Можно солидаризоваться с крупным ученым в области молекулярной патологии и иммунологии, профессором балтиморского кампуса университета Джонса Гопкинса Н. Роузом, предложившим трехступенчатый алгоритм движения вперед. Первым делом следовало бы составить «геном» человеческих антигенов и начать поиск ответа на вопрос, за что каждый из них отвечает. Затем определить, какие из этих антител являются «предсказателями» заболеваний. И наконец, на третьем этапе – научиться лечить пациента на стадии предболезни и предотвращать развитие самой болезни. Такой подход способен минимизировать риски заболеваемости и снизить итоговые показатели инвалидности, а в итоге – сократить расходы на охрану здоровья нации.
Во всем мире делаются решительные шаги в этом направлении. Национальные институты здоровья в США включили превентивную медицину с основами доклинической диагностики в число пяти приоритетных областей развития медицины. Первые протоколы доклинической диагностики уже используются в Европе и США для решения отдельных задач медицины. Во Франции генетики и акушеры используют экспертную систему SESAM для оценки доклинических признаков патологии и определения склонности человека к различным заболеваниям. В США, Германии и Нидерландах доклиническая диагностика опухолевых и нейродегенеративных (рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера) заболеваний осуществляется уже сегодня. В России отдельные научные школы готовы к разработке алгоритмов и протоколов этого направления – в частности, по вопросам доклинической диагностики сахарного диабета первого типа и рассеянного склероза.
Темпы развития превентивной медицины позволяют надеяться, что в течение 5–10 лет будут разработаны доступные – как по стоимости, так и по исполнению – технологии, пригодные для использования в рамках задач не только общей диспансеризации населения, но и индивидуальных заказов. Мы стоим на пороге персонифицированной медицины, которая объединит на уровне конкретного человека (т. е. с учетом особенностей его генома) все ресурсы профилактики, предикции, превенции и доклинической диагностики. Модель отношений «лечащий врач – пациент» уступит место новой: «врач – консультант – здоровый человек». Однако превентивная медицина может натолкнуться на сопротивление, с одной стороны, врачебного сообщества, настороженно встречающего любые новаторские веяния, и с другой – фарминдустрии, рискующей понести многомиллиарные убытки из-за более позднего начала приема дорогостоящих лекарств. Между тем только в США ежегодный оборот медицинских товаров и услуг превышает $1 трлн, а в мировом масштабе этот рынок оценивается в $4 трлн.
Коррекция такого рынка лишь на 5% в пользу превентивно-профилактического сегмента создаст не просто новый сегмент рынка, а породит целую инновационную отрасль с годовым оборотом в $50–150 млрд, где только лицензионные платежи могут составить $5–10 млрд. Однако для перехода на эту новую ступень в развитии медицинской науки потребуется отказаться от традиционных подходов в пользу инновационного системного мышления.
Сегодня очевидным бенефициаром от внедрения этой концепции, не считая самого пациента, выглядит государство. Ориентировочные расчеты показывают, что лица, которые находятся под регулярным наблюдением, позволяющим выявлять патологические сдвиги на ранних этапах болезни, получают не менее 8–15 лет полноценной и активной трудоспособности к общей продолжительности жизни. На государственном языке это означает экономию от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов в расчете на человека в год. Широкое внедрение превентивно-профилактической медицины в практику сегодняшнего дня позволит достичь экономии, исчисляемой десятками миллиардов долларов.
Для решения поставленных задач в нашей стране необходимо создать на базе одного из медицинских университетов (с участием ведущих исследователей из зарубежных стран) кафедру превентивно-профилактической медицины с основами доклинической диагностики, придав университету один из НИИ медицинского профиля и обозначив для вновь создаваемого кластера следующие цели:
(1) разработка принципиально новой учебной программы в соответствии с задачами превентивно-профилактической медицины с основами доклинической диагностики;
(2) подготовка к обсуждению предварительных алгоритмов и протоколов доклинической диагностики и превентивно-профилактических мероприятий фармакокоррекции, основанных на достижениях геномики, протеомики и нанотехнологий;
(3) выработка базовых принципов и сфер применения инновационных инструментов для целей доклинической диагностики (ДНК-вакцин, трансгенов с фармакотерапевтическим эффектом, стволовых клеток-предшественников и иммуногенотропных препаратов и т. д.);
(4) создание на базе кластера в сотрудничестве с международными инвесторами консорциума по выпуску нового диагностического и превентивно-профилактического инструментария;
(5) разработка программы практического внедрения принципов и протоколов доклинической диагностики и превентивно-профилактической медицины в широкую медицинскую сеть Российской Федерации.
Только в условиях переориентации лечебно-диагностических акцентов на интенсивное внедрение в широкую практику превентивно-профилактических лекарственных препаратов станет неизбежной модернизация фармацевтического и медико-инструментального рынка – и будущие поколения смогут говорить о XXI в. как о времени, когда медицина стала превентивной и персонифицированной, а результаты – предсказуемыми и гарантированными.
Если использовать такой подход, впервые в России будет реализован цикл продвижения инновационного продукта и инновационных технологий на рынок продуктов превентивно-профилактической медицины – от идеи и оценки перспектив коммерциализации до организации совместного с бизнес-сообществом производства.