Налоговой системе в России - 10 лет. Нужен пересмотр?
Налоговой системе России в ее нынешнем виде исполняется 10 лет. Этот возраст во многом условный – налоги взимались в Российской Федерации и в 1990-х гг., и даже в Советском Союзе и Российской империи, но именно в 2000 г. были одобрены первые четыре главы второй части Налогового кодекса, которыми были систематизированы разрозненные до той поры положения законодательства, устанавливающие правила, по которым налоги должны были рассчитываться и уплачиваться в бюджет. Именно тогда был введен налог на доходы физических лиц с поразившей современный мир «плоской» ставкой 13%. Была принята «регрессивная» шкала ставок единого социального налога, основанная на принципе - «чем больше зарплата, тем меньше налоговая ставка». Помимо этого были введены новые редакции не слишком интересные широкой публике налога на добавленную стоимость и акцизов.
За прошедшие с той поры десять лет налоговая система сильно изменилась. Появился новый налог на прибыль – с низкой ставкой и без льгот, появились специальные налоговые режимы – в первую очередь, для малого бизнеса. Мы отменили налог с продаж. Огромную долю доходов бюджета стали формировать вновь введенные налоги с минерально-сырьевого сектора – пожалуй, одни из немногих налогов, ставки которых были существенно повышены в ходе налоговой реформы. Успех этой реформы, в первую очередь, виден, если посмотреть на бюджетные доходы. В последовавший затем период доходы всех бюджетов бюджетной системы, измеряемые как доля ВВП, не только не снизились в результате снижения налоговых ставок, но и даже возросли, превысив в 2006 – 2007 гг. 36% ВВП. Да и по итогам кризисного, 2009 г. налоговые доходы не опустились ниже 31% ВВП – примерно на уровне 1999 г.
Однако налоги не существуют сами по себе, отдельно от бюджета, то есть от бюджетных расходов. Возникший дефицит федерального бюджета, финансируемый пока за счет накопленных средств резервного фонда (налогов, уплаченных ранее) и прироста заимствований (налогов с будущих поколений), необходимо последовательно сокращать. Вдобавок к этому Россию не обошла стороной характерная для современного европейского государства проблема дефицита пенсионной системы. Необходима бюджетная консолидация – сокращение бюджетного дефицита, как путем урезания расходов, так и, к сожалению для многих, с помощью повышения налогов.
В этой связи вновь актуальна дискуссия о том, является ли избранная 10 лет назад структура налоговой системы оптимальной? Сохранятся ли сравнительно низкие ставки российских налогов? Что делать с налоговой политикой в средне- и долгосрочной перспективе?